суббота, 3 июля 2010 г.
ГАЗЕТА № 25. Июнь 2010 г. СТАТЬЯ 6. НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОСТА-РИКЕ
Уровень образования в Коста-Рике один из самых высоких в Латинской Америке. Как когда-то говорили: "учителей здесь больше, чем солдат". В настоящее время 33% населения имеет среднее образование и 17% - высшее. (Estado de la Nación)
Читать и писать умеют 96% её жителей, что ставит страну на третье место на Американском континенте (после Гайаны, Кубы и Чили). С 1844 года в Коста-Рике действует закон об обязательном начальном образовании, а с 1949 года эта сфера полностью оплачивается государством.
Вначале образованием управляли муниципалитеты. Если по каким-либо причинам ребёнок не посещал в школу, муниципалитет посылал за ним полицейских, и ребёнка вели на уроки под конвоем. В настоящее время в стране нет такого уголка, где не было бы школы. По всей территории страны действует сеть бесплатного школьного транспорта; все ученики начальной школы и многие ученики средней школы обеспечиваются бесплатными обедами .
В 1869 году было создано Министерство народного образования, которое с тех пор назначает учителей, оплачивает их работу и распределяет по территории страны. На постоянном рабочем месте трудятся 60% учителей (имеют "propiedad") и 40% - временные служащие ("interinos"). Зарплата учителей в 2 – 4 раза превышает уровень минимальной зарплаты, растёт с каждым годом профессионального стажа и автоматически повышается с ростом инфляции. Учителя могут выйти на пенсию, отслужив 30 лет.
До середины прошлого века большинство костариканцев имело лишь начальное образование. В 70-х годах начала развиваться сеть средних школ (7 – 11 классы). За 10 лет количество жителей со средним образованием возросло в два раза.
В настоящее время в стране действуют пять государственных университетов: Университет Коста-Рики, Национальный Университет, Национальный Заочный Университет, Технологический Институт и Национальный Технический Университет.
Как выпускница Национального университета, а затем работник народного образования и как мама троих детей, получивших образование в костариканской школе, я, конечно, имею представление о ней, но для полной картины я обратилась к своим коллегам -учителям: Саре Нуньес (естественные науки), Хелен Мадрис (испанский язык и литература) и Марко Ривера (математика).
Большой заслугой народного образования все признали широкий охват молодёжи по всей территории страны, а также повсеместное введение, начиная с 1-го класса, компьютерногo обучения и английского языка.
Тем не менее, народное образование Коста-Рики имеет существенные недостатки. Все опрошенные учителя отметили нехватку средств, оборудования и учебных материалов. Директорам школ приходится собирать деньги с родителей, устраивать лотереи и ярмарки, продавать билеты на танцы, чтобы создавать фонды для строительства новых классных комнат и физкультурных залов, для улучшения инфраструктуры школы и снабжения столовой, для покупки необходимых материалов и оборудования. Хотя во всех школах есть библиотеки, но не у всех учеников есть учебники, далеко не везде имеются оборудованные лаборатории. Большинство студентов записывают под диктовку объяснения учителей и не знают, что такое химический или физический опыт.
В стране распространена массовая математическая «фобия»: не только большинство учеников не знают и не любят этот предмет, но также и многие учителя (в основном, начальных школ).
Школьные программы значительно отстают от европейских, причём это отставание начинается уже с самого раннего возраста: многие дети в Коста-Рике идут в первый класс в 7-летнем возрасте, не умея ни читать, ни считать, ни держать карандаш в руке. Детских садов мало, детей принимают не ранее 5-летнего возраста, и образование там даётся минимальное. С первого по шестой класс дети учат только арифметику, историю и географию Коста-Рики, читают короткие сказки и переписывают тексты с доски. Лишь с 7-го класса они начинают знакомится с алгеброй, историей и географией других стран, читать более серьёзные книги. Учитель математики Марко, кроме того, считает, что обучение в старших классах тоже оставляет желать лучшего: многие учителя разрешают ученикам пользоваться калькулятором, а это, как известно, не способствует развитию их мышления. По мнению Сары, программы по естественным наукам уже давно не соответствуют действительности и не дают молодёжи необходимых навыков и умений, чтобы впоследствие они смогли выдерживать конкуренцию на трудовом рынке. Хелен считает, что неэффективные методы обучения, частые экзамены, требующие зубрёжки, а также незаинтересованность родителей приводят к тому, что ребята плохо учатся, проваливают несколько предметов и, в конце концов, уходят из школы. Затем поступают на вечерние курсы или на заочное обучение, чтобы сдать государственные экзамены за среднюю школу, но проходят их, к сожалению, далеко не все.
Угроза несовершеннолетних бездельников, обьединённых в банды и шатающихся по улицам, ужасает современного Министра народного образования Леонардо Гарниэля, который призывает директоров и учителей снижать уровень требований на экзаменах, устраивать побольше спортивных соревнований и фестивалей, - всё, чтобы сделать школьную жизнь более привлекательной и удержать молодёжь за партой.
Государство в последние годы значительно увеличило финансирование образования, которое в настоящее время составляет 6% ВВП. Но государство старается сократить свои затраты с другой стороны и в последнее время подготовило законопроект № 17628 о реорганизации системы оплаты труда государственных служащих. Принятие этого закона может значительно снизить доходы трудящихся. Чтобы предотвратить вхождение этого законопроекта в Законодательную Ассамблею, профсоюзы учителей (два главных из них: ANDE и APSE) 29 апреля организовали демонстрации в различных районах страны, чтобы выразить своё несогласие с предполагаемой реформой. Этот вопрос ещё не решён окончательно. Мы знаем, что профсоюзы в Коста-Рике очень мощные и, надеемся, они не дадут в обиду своих членов.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий