У нас в гостях – обычный скромный выпускник Университета Дружбы Народов, каких много, но не «верьте глазам своим». В действительности, этот доктор физико-математических наук, замдиректора Научно-исследовательского центра по космическим исследованиям Университета Коста-Рики, занимается самыми сложными научными проблемами – в его записной книжке такие темы, как происхождение Вселенной, гравитация, скорость света. Он даже почти знает, как путешествовать во времени...
Родриго Альварадо живёт в небольшом домике в Эредии, совсем рядом с торговым центром «Пасео де Лас Флорес» - ходит туда со своей женой Надеждой пешком каждый день. У них двое детей, поэтому домик уже стал тесноват, и Надежда мечтает переехать в другой, побольше. Но ему тяжело думать на такие повседневные темы: в голове его сложнейшие километровой длины уравнения, цифры с порядками в несколько сотен знаков, и мысль его летит далеко от Земли: туда, в бескрайность Вселенной, к сверкающим галлактикам и к манящему своей таинственностью Биг Бэнгу...
- Родриго, почему Вы решили стать физиком?
- Я увлекался физикой ещё с детского возраста, а с девятого класса решил твёрдо связать свою судьбу с этой наукой. Для меня не существовало больше никакой профессии, даже когда я поступал в Университет Коста-Рики и должен был указать вторую специальность – по правилам университета – ничего не мог больше придумать.
- Понятно, что когда предоставилась возможность уехать на учёбу в Россию, вы и минуты не сомневались.
- Конечно, мне было ясно, что советское государство вкладывало больше средств в развитие физики, поэтому в Москве знания должны были быть, так или иначе, более передовыми. Проучился один год в Университете Коста-Рики, прошел все «общие науки» и ещё кое-какие курсы, но из-за работы не смог изучать никаких курсов ни по физике, ни по математике. Я в то время состоял членом организации Juventud Vanguardista (местный комсомол), и по их рекомендации смог поступить на учёбу в Университет Дружбы Народов им. Патрисио Лумумбы, который сейчас называется РУДН.
- Математика и физика – самые сложные науки даже для того, кто учится на своем родном языке. Представляю, как вам было трудно в Москве.
- Вообще-то решать математические задачи и уравнения для того, кому это нравится – сплошное удовольствие. Но нам задавали столько упражнений на дом, что просто нереально было их все выполнить. Поэтому часто приходилось сидеть над учебой до 2 – 3 часов ночи. Все мои товарищи по курсу так занимались, и никто не списывал заданий – было стыдно мошенничать. Да, сначала было очень трудно, но потом я привык. С русскими студентами у нас были очень хорошие дружеские отношения, меня все уважали и даже никто не дал никакой клички!
- Сколько лет Вы учились в России?
- В общей сложности я проучился 9 с половиной лет, с 1986 по 1995 год: закончил основной курс, затем аспирантуру и защитил кандидатскую диссертацию; а здесь мне потом присвоили докторскую степень. За всё это время всего три раза побывал на родине; после окончания основного курса университета, пришлось ждать тут пять месяцев, пока оформлял документы для поступления в аспирантуру в Москве.
- Вы с Надеждой познакомились в Москве?
- Да, но не с самого начала, а когда я уже учился в аспирантуре. До этого у меня была другая жена – перуанка. Но она закочила учёбу и уехала в Испанию, остаться жить в России не смогла, поэтому мы развелись. Детей у нас не было. А с Надеждой мы сформировали семью: старший сын родился в Москве, а младший уже в Коста-Рике.
- Не вспомните какой-нибудь интересный эпизод из вашей студенческой жизни?
- Когда я ещё был на Подготовительном факультете, зимой 1986 года мороз был – 45° C: все трубы полопались, отопление не работало, всё это продолжалось два дня, и в комнатах общежития температура опустилась ниже нуля. Я зашел к соседу, студенту из Африки, и увидел странную картину: парень был полностью одет, как на улице, на нем было пальто, шапка, сапоги, шарф, перчатки... Он лежал на кровати покрытый несколькими одеялами. «Как хорошо, что ты пришёл – обрадовался – я хочу спать, но мне холодно. Положи на меня сверху матрас!» Я положил на него матрас, так он и заснул, как сандвич, между двумя матрасами!
- Да, слава Богу в Коста-Рике не бывает мороза. А здесь Вы сразу поступили на работу в университет, без проблем?
- Да, как только приехал, буквально через две недели уже работал преподавателем в Университете Коста-Рики. Сейчас у меня четыре курса, из них два – для студентов аспирантуры. Работаю с большим удовольствием, преподавать любимый предмет для меня – источник каждодневной радости. Я рад, что могу содействовать повышению уровня науки в Коста-Рике, передавая все свои знания, полученные в России, новому поколению. Самый любимый мои курс – это «Теория относительности», моим студентам он тоже очень нравится. Кроме того, сотрудничаю в CINESPA - Научно-исследовательском центре по космическим исследованиям при университете, где являюсь заместителем директора. У нас даже есть свой планетарий, им заведует Лейла Талиашвили, ваша соотечественница из Грузии.
- Теории относительности Энштейна уже 100 лет. Она ещё не потеряла своей актуальности?
- Ничуть. Наоборот, с каждым днем физики находят всё больше и больше подтверждений её истинности. Новые гипотезы, возникшие в последнее время, стараются связать в единое целое теорию Энштейна о всемирной гравитации и теорию квантовой механики, но им пока это не очень хорошо удается. Есть сейчас и другие, оригинальные гипотезы устройства Вселенной, например, теория струн и другие. Но они пока остаются только гипотезами.
- Некоторые считают, что теория струн доказывает существования Бога.
- Не думаю, что имеет смысл научно доказывать существование Бога, стараться объединять религию и науку. Хотя в древности они шли рука об руку: Кеплер, Галлилей и другие великие ученые были очень верующими людьми. Они считали, что необходимо изучать Вселенную, чтобы познать Бога. В настоящее время есть религиозное направление в науке, в основном среди правоверных иудеев: они считают, что десять сфер Кабалы тождественны десяти измерениям во Вселенной. Сейчас мы пока знаем четыре измерения.
- Каков в целом уровень научного развития в Коста-Рике, как Вы считаете?
- Я считаю, что достаточно хороший, принимая во внимание хронический дефицит государственного финансирования, от которого страдает здешняя наука. Средства в основном идут из государственного бюджета – как через университет (от Министерства народного образования), так и прямо от Министерства науки и технологии; частных спонсоров очень мало. Ученых физиков с докторской степенью нас тут немного, не более 40-45 человек, и многие в основном работают в области теоретической физики сами по себе, в одиночку. Другое дело, в экспериментальной отрасли науки: у нас в университете есть несколько групп, которые занимаются прикладными исследованиями и имеют очень хорошие успехи. Одна группа (Даниэль Асофейфа, Артуро Рамирес, Невиль Кларк и другие) занимается физикой твердого состояния: разрабатывает нано-технологии. Эти технологии обещают большое будущее, используя их можно получать новые материалы для строительства, компьютеров и даже для красоты. Другая группа (Гильермо Лория, Патрисия Мора, Ральф Гарсия и другие) занимается ядерной физикой, а именно предохранением населения от повышенной радиоактивности. Есть также группа, занимающаяся астрофизикой (Франсиско Фрутос, Лейла Талиашвили, Марко Баррантес и другие). Среди ученого персонала нашего университета есть много выпускников советских и русских вузов.
- Какова принципиальная разница между российской и американской научной школой?
- Разница в самом подходе к научному исследованию. Только в России существует эта строгая форма доказательства чего угодно, начиная с нуля и доходя до уравнений, которые управляют законами природы. Не зря ещё древние философы уверяли, что «практика без теории слепа, а теория без практики мертва». Другие школы начинают сразу с закона, а потом ищут его доказательств.
- А что Вы думаете о Франклине Чанг?
- Он достаточно серьёзный физик-экспериментатор, и я его очень уважаю за храбрость: ради науки он не раз подвергал свою жизнь опасности, когда отправлялся в космическое пространство. Его плазменный двигатель имеет большое будущее.
- Родриго, Вы наверняка не только преподаете, а тоже занимаетесь научной деятельностью. Расскажите немного об этом, пожалуйста.
- Да, я работаю сразу по двум направлениям: разрабатываю нестандартные космологические модели и ищу точные разрешения уравнений Энштейна как внутри небесных тел, так и вне их. На основании этих уравнений пытаюсь строить модели, которые помогут определить гравитационное поле того или иного небесного тела – звезды или даже целой галлактики - и его влияние на плотность этого тела. На сей день я всего опубликовал 26 научных статей. Сейчас работаю над двумя статьями, которые в скором времени пошлю в журнал “Journal of Mathematical Physics”. Тема одной из них - луч света и возможность искривить его в пространстве и во времени; самое интересное в этой работе то, что можно создавать замкнутые кривые, что является научной базой для путешествия во времени; жаль, что для этого потребуется энергия всей солнечной системы, чтобы открыть окошечко размером лишь в восьмую часть секунды. Я в основном работаю дома и по интернету, мой любимый научный сайт – http://arxiv.org/, это сайт NASA. На симпозиумы и конгрессы езжу не часто. Побывал на одном конгрессе в Гондурасе несколько лет назад и также буду присутствовать на Латиноамериканском геофизическом конгрессе по изучению Солнца в этом году в Коста-Рике, который будет проходить в апреле в отеле Пунта Леона, но не как участник, а как организатор.
- И последнее: о ваших студентах. Вы им рассказываете о России?
Конечно, им очень нравится слушать мои рассказы о том, как мы там сдавали зачеты и экзамены. Здесь экзамены только письменные. Там же сначала надо было сдать знаменитый «зачёт», который равен здешнему экзамену, причем разрешить задачи не на 70% и не на 80%, а на все сто! И только после этого студент имел право идти на экзамен, который проводился в устной форме... Здесь у меня есть сильные студенты, но есть и не очень хорошие, с ленцой, это как водится. Однажды, объясняя тему по энергии студентам-медикам, я задал им вопрос: «Если кот заберётся на дерево, то с точки зрения физики, у него повысится...» Ожидаемый ответ был: «потенциальная энергия», а один ученик ответил: «повысится дрожь в теле, потому что увеличится его СТРАХ»!!!
Комментариев нет:
Отправить комментарий