Русские люди никогда не забудут эту дату: 22 июня. В этот день немецко-фашистская армия без предупреждения напала на Советский Союз. Гитлер нарушил пакт о ненападении, подписанный в 1939 году, и бросил против Красной армии 181 дивизию, 4 тысячи танков и 5 тысяч самолетов. Он был уверен, что «большевизм рухнет, как карточный домик», но его план молниеносной войны потерпел крах.
Правда, что в первый месяц войны Красная армия, в результате плохой подготовки и организации, не смогла отразить мощные удары фашистов. В первый же день войны была уничтожена или захвачена значительная часть советских боеприпасов, горючего и военной техники. Красная армия отступала, но при этом перемалывала полчища противника. Говорить, что Красная армия бежала в панике – нечестно и кощунственно. На самом деле, войска оборонялись с большим упорством, и часто предпринимались крупные контратаки. Советские воины защищали родную землю до последней капли крови. «Погибаю, но не сдаюсь. Прощай, Родина!» - нацарапал на стене Брестской крепости неизвестный солдат, который погиб последним – семь тысяч человек защищали пограничную крепость в течение целого месяца. И этот подвиг был не единичным, все пограничные заставы вели с противником тяжелые боевые действия.
Фашистская армия прорывала фронт массированными атаками и окружала большое количество войск противника. Эта тактика раньше отлично действовала, таким образом Гитлер захватил пол-Европы. Но в борьбе против Красной армии этот метод действовал не так эффективно. Немецкий генерал Франц Гальдер написал в своем дневнике: «Следует отметить упорство русских соединений в бою. Русские всюду сражаются до последнего человека, в плен сдаются лишь немногие». Даже в окружении советские подразделения продолжали активно воевать до последнего патрона, а некоторым удавалось вырваться из кольца. Фашистской армии не удалось сразу предпринять, как планировалось, наступление на Москву и Киев, а пришлось в течение долгих месяцев продолжать сражение с окруженными войсками Красной армии.
Советские самолеты были медленнее, чем немецкие истребители, и у летчиков в первые дни войны было недостаточно боеприпасов, но, даже когда кончались последние патроны, советский летчик не уступал: он направлял свой самолет прямо «в лоб» самолета противника или падал сверху на вражеские танки. Эти тараны стали массовым явлением. Только за первый месяц войны советские летчики сбили 1284 фашистских самолета; для сравнения: за всю Вторую мировую войну хваленая английская авиация сбила в общей сложности 1733 воздушные машины люфтваффе.
К сентябрю 1941 года фашистская армия подошла совсем близко к Москве. Но предпринять атаку немцы так и не смогли: к этому времени их мощь была потеряна более чем наполовину. Пока немецкие генералы просили Гитлера послать им подкрепления, началась суровая русская зима, к которой немцы не были привычны. А в декабре Красная армия начала массированную контратаку по всему фронту. Это было начало конца Великой Отечественной войны.