Дмитрий Орданский, Марта Хржановская - Рэйн и их сын Аркадий приехали из Москвы в Коста-Рику 15 лет назад и основали здесь свой театр «Балаган-Арт» - первый профессиональный русский театр в Латинской Америке. Их кукольные и драматические спектакли успели полюбить и наши соотечественники, и костариканцы, и зрители других стран Латинской Америки, куда они регулярно выезжают на гастроли. Кроме того, артисты начали заниматься культурно-просветительской деятельностью, а для этого создали вместе с партнерами Фонд «Города-побратимы», с помощью которого организовывают официальные визиты общественных и культурных деятелей из России, гастроли и концерты российских артистов. Их цель – активизировать культурное сотрудничество между Коста-Рикой и Россией. Недавно Дмитрий и Марта организовали в Сан-Хосе Первый Международный Фестиваль юного таланта. «У костариканской молодежи, особенно из бедных районов, есть очень мало возможностей показать и развить свои таланты. Кроме того, мы приглашаем на фестиваль и зарубежные коллективы, чтобы взаимно обогатить культуры разных стран и повысить художественный уровень костариканцев».
Эта семья – отец, мать и два сына – не нуждается в презентации для наших соотечественников. В прошлом месяце Дмитрий Орданский и Марта Рэйн организовали первый Международный Фестиваль юного таланта в Коста-Рике. В интервью для нашей газеты они подробно рассказали о своей работе по подготовке и проведению фестиваля, о его участниках, программе и результатах, а также о своих творческих планах, и о будущих фестивалях, гастролях и спектаклях.
- Марта, ваша профессиональная жизнь была налажена, почему вы уехали из Москвы?
- Это было в бурные 90-е годы, когда в России разразился сильный кризис, выросла безработица и преступность. Но мы уехали не из-за экономических, а из-за политических проблем. С работой у нас было всё в порядке: я тогда работала в еженедельнике «Голос» и в журнале «Спид-Инфо», а также консультантом по внешнему имиджу политических лидеров, пользовалась популярностью как театральный композитор, а Дмитрий работал в Театре Маяковского и сотрудничал в компании «Никколо М», давая нашим высоким политикам классы актерского мастерства, чтобы умели держать себя перед камерой и перед публикой. Но случилось так, что политика в итоге привела к отъезду из родной страны.
Выбрали именно Коста-Рику, так как Дмитрий ещё раньше тут побывал на Международном фестивале искусств с мюзиклом "Саломея", и ему очень понравилась эта страна, после посещения которой у него появились друзья как среди костариканских студентов, так и в посольстве Коста-Рики. А когда надо было срочно уехать, сами же работники консульства предложили помощь.
- Да, это сильно закрученный сюжет! А почему в Коста-Рике вы решили заняться именно куклами?
- Первые годы мы были «без языка», поэтому кукольный театр казался выходом из положения: ведь куклы могут работать и без слов. И я, и Дмитрий в своё время имели дело с куклами. Мама Дмитрия всю жизнь проработала в Театре Образцова, он с детства рос в кукольном театре. А я тоже успела поработать в знаменитом кукольном театре Валерия Вольховского, когда тот обосновался в Воронеже.
Чтобы водить куклу, у человека должен быть талант, также как талант к пению, живописи или к инструментальному исполнению. Если такового нет, то сколько бы ты ни практиковался, кукла в твоих руках «жить» не будет. Вот у нашего сына Аркадия такой талант есть. Он с 9 лет занимается куклами, в свое время, газетой La Nación был назван самым молодым кукольником-профессионалом Центроамерики, и сейчас вырос в настоящего опытного артиста. А на нашем последнем фестивале проявил также и талант администратора.
- Давайте тогда поговорим о том, «за чем пришли», о фестивале. Давно вы задумали фестиваль юного таланта?
- Этот фестиваль – часть большой программы, проводимой под эгидой нашего Фонда «Города-Побратимы». Непосредственно над организацией фестиваля мы работали около полутора лет. Это была первая проба и, к счастью, вышло неплохо, хотя чрезвычайных положений там оказалось больше, чем нормальных ситуаций, да и спонсоры нас подвели. Фестиваль фактически был проведен без спонсорской поддержки, лишь спортивный клуб «Саприсса» нам помог – устроил бесплатную гостиницу для российских артистов. А также отель «Аурола Холидей Инн» предоставил нам бесплатно свой зал для заключительной церемонии. Московские юные артисты остановились в отеле «Буганвилия» в Санто-Доминго де Эредия, далековато от Сан-Хосе, но зато этот отель, с необыкновенно красивым ботаническим садом, очаровал гостей. Основную поддержку Фестивалю оказали муниципалитеты разных кантонов Сан-Хосе, в основном Центрального кантона, Тибаса, Алахуэлиты, приняли участие кантоны Санта-Аны и Моры, Коронадо и Моравии. Мы очень благодарны Президенту Коста-Рики Госпоже Лауре Чинчилья, которая объявила наш фестиваль «особо важным национальным культурным событием», и, конечно, ничего бы не получилось без поддержки замминистра по делам молодежи Карины Боланьос и её асистента Джинет Моралес. Особые теплые слова исполнительному директору Столичной федерации муниципалитетов (FEMETROM) Хуану Антонио Варгас, совместно с которым рождается сейчас огромный проект «Спасаем Таланты» - акция способная протянуть руку помощи всем детским и юношеским талантам, не взирая на их материальный уровень. Не забудем и алькальда Сан-Хосе Джонни Арайя, который распорядился предоставить нам бесплатно звуковую установку и создать все необходимые условия для проведения открытия фестиваля: официальная часть состоялась в Центральном Парке Сан-Хосе, полиция перекрыла автомобильное движение на основной улице, охраняла всю процессию, когда торжестенным шествием с карнавалом и духовыми оркестрами мы открыли наш Первый Фестиваль. И, как всегда, спасибо Дому Культуры Банка Популяр им. Хосе Фигерес Феррер, который уже неоднократно предоставлял нам свой зал, и на этот раз именно там мы приняли почетных гостей Фестиваля – русскую артистическую группу колледжа им. Галины Вишневской. Вечер празднования первого Фестиваля был теплым и незабываемым, благодаря песням наших гостей из Москвы и радушию директора Дома Культуры Давида Гутиерреса. И особая наша благодарность послу РФ в Коста-Рике В.Т. Кураеву, который очень поддержал нас и словом, и делом.
Фестиваль юного таланта. Фото: Надежда Гришина
- Расскажите немного об участниках: сколько их было всего, в каких жанрах они выступали, какими наградами отмечены.
- Этот фестиваль будет развиваться как международный, так как его основная идея – обмен между юными артистами из разных стран. Пока, на первый раз, привезли только артистов из Москвы – как вы уже знаете, оперно-балетную группу выпускников Колледжа Музыкально-Театрального искусства им. Г. Вишневской, юных профессионалов высочайшего уровня. Кроме них, были также несколько участников из Венесуэлы и Никарагуа, но они выступали вместе с костариканскими коллективами. Поездку москвичей оплатило Министурство культуры Российской Федерации, с которым, слава Богу, у нашего Фонда сложились очень хорошие взаимоотношения.
Основная масса национальных, костариканских участников-конкурсантов (поскольку среди национальных коллективов и артистов проводился конкурс), насчитывала более 800 человек, все молодые люди не старше 19 лет; среди них были очень большие коллективы: оркестры типа «банда» - то есть латиноамериканские духовые оркестры, один симфонический коллектив, фольклорные, танцевальные и цирковые артистические группы. Были и квартеты, и трио, вокальные дуэты, одиночные участники. Пара русских девочек-близнецов узнали о фестивале по интернету и записались сами. Один талантливый юноша Бруно Файяс из Алахуэлы пришёл на фестиваль как литератор, и потом, уже «по дороге» присоединился к группе исполнителей рока. Он получил сразу два диплома: за свою поэзию и за впечатляющий голос.
Все дни, с 19 по 24 ноября, проходили концерты с 10 утра до 8 вечера, 25-го числа принималось решение о том, кому именно будут присуждены дипомы, а 26-го был заключительный концерт победителей. Участники выступали по семи номинациям: вокал, музыка, танец, театр, живопись, фольклор и литература. В жюри постоянно участвовали мы с Дмитрием и один третий член – кто-нибудь из костариканских профессиональнов в данном жанре искусства. Уровень выступлений был очень разный, так как предварительный отбор не был проведен; в наступающем году мы обязательно осуществим это процесс, к чему начнем готовиться уже с января месяца. Среди музыкантов выделился квартет из Сан-Карлоса «Camerata de San Carlos»; главный приз по живописи завоевал 10-летний Ермак Крутько; среди певцов лучшей оказалась Алехандра Мата из Сан-Хосе; в танцах - группа «Balatri», очень большой (55 человек) и прекрасно организованный коллектив из Моравии, работающий с детьми от 3х-летнего возраста. Среди фольклорных коллективов победителем стала группа «Iríria». Театральные группы были к сожалению, слабые, и первый приз не получил никто. Но всем выступившим вручили сертификаты за участие. Победители получили памятные призы, и 14 участников - специальные почетные дипломы.
Особо надо рассказать о группе «Circófilos». Почти все её участники – дети из неблагополучных семей, которые зарабатывали деньги на светофорах в Сан-Хосе, подбрасывая шарики и манипулируя факелами с огнем. Многие из них употребляли наркотики, спали на улицах. Совсем молодая девушка по имени Дженни Фуэртес их организовала и собрала в цирковую группу, они начали выступать на различных общественных и частных праздниках, зарабатывать деньги, стали популярными, изменили свой бродячий стиль жизни, ушли от неблагополучной и нездоровой жизни, благодаря искусству.
Фото предоставлено Фондом "Города-побратимы"
В процессе проведения фестиваля выяснилось, что на следующий год будет необходимо увеличить количество номинаций, включить в список жанров-победителей городской танец (хип-хоп, брейк), цирковое искусство, рок, возможно что-то еще... Главная цель фестиваля – спасение талантов. Этим молодым людям надо дать возможность развиваться и учиться в других странах. Голландия, Россия, Израиль и Франция изъявили желание принимать их на учебу в цирковые, музыкальные и другие специальные учебные заведения.
- Вы говорили, что фестиваль прошел не очень гладко. В чём это выразилось?
- Это мягко сказано. Хоть мы и получили удовольствие от встреч с талантливой молодежью, но также и пережили множество стрессовых ситуаций.
Было много обещаний от возможных спонсоров, которые потом предпочли переждать и посмотреть, выкрутимся ли мы сами... Было много неожиданных ситуаций, в основном с российской группой: когда они давали концерт в Тибасе на открытой площадке, вдруг полил страшный дождь, а навес над площадкой был уже чем сцена. Зрители были так воодушевлены, что отказались уходить с концерта, и вместо этого подняли свои стулья над головой, защищаясь таким образом от воды. Ребята продолжали петь и танцевать, не смотря на холод и сырость. Все артисты намокли, сцена была скользкой и опасной, слава Богу, обошлось без повреждений. Концерт пришлось сократить, но профессионализм в этом экстреме был таков, что публика сокращений не заметила, и апплодисменты усиливались звуками ливня... Сейчас я получаю от наших юных артистов сообщения по интернету, в которых они вспоминают, как «танцевали по воде».
Всю логистику Фестиваля мы осуществляли из своего дома, который превратился давно в офис. Каждую ночь приходилось сидеть за компьютером до поздна. Это было тяжелое испытание, но мы не сдаёмся, а планируем следующий фестиваль и надеемся, что он будет организован на несколько уровней выше. Понятно, что всегда тяжело начинать что-то новое, особенно в таких крупных масштабах, но надо же начинать.
Группа молодых артистов из Московского Колледжа музыкально-театрального искусства им. Г. Вишневской вместе со своим директором (пятая слева) на встрече с соотечественниками
- А чем вы занимаетесь сейчас? И какие еще планы, кроме фестиваля?
- Сейчас Дмитрий участвует в балете «Щелкунчик», который традиционно представляется в Национальном театре в рождественские дни, играя там драматическую роль Дроссельмейера. Спектакли проводяться с 1 по 11 декабря. Для этого спектакля директор Американского балета «Theater II» Уес Чапман привез группу своих солистов балета.
Кроме того, мы продолжаем активно работать в нашем русском театре «Балаган-Арт». В этом году Дмитрий с Аркадием ездили в Россию, где участвовали в двух международных фестивалях: Юбилейном Образцовском – куда было трудно попасть поскольку праздновалось сразу два юбилея: 80 летие самого Театра и 110 летие Сергея Владимировича Образцова. И в Воронежском, Фестивале «Театр Детства и Юношества, 21 век». На фестивалях театр представлял Коста-Рику, для россиян это было очень экзотично, а для нас приятно. В Москве, на образцовском фестивале, Дмитрий дал конференцию по истории кукольного театра в Центроамерике, показал иллюстрации, фотографии первых кукол доколумбовской эпохи.
В наступающем году нашему театру исполняется 15 лет, и мы планируем отметить эту дату в начале января юбилейным спектаклем. Обязательно будем участвовать в международных фестивалях, куда нас обычно приглашают: в России, в Колумбии и Доминиканской республике.
- Сейчас, когда в Москве для вас уже нет никакой угрозы, не думаете вернуться на родину?
- Это правда, в Москве для нас никаких препятствий нет, но и квартиры там больше нет, кроме того начинать заново артистическую карьеру и делать себе имя в наши годы с нуля - это нереально. Я считаю, что принесу больше пользы российскому искусству, развивая его за рубежом и открывая пути в тропики русским артистическим группам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий