Газета русской общины в Коста-Рике - Periódico de la comunidad rusa en Costa Rica

На этих страницах вы можете почитать много интересных и познавательных статей об этой замечательной маленькой стране - Коста-Рике - и о жизни здесь наших людей.

En estas páginas ustedes pueden leer muchos interesantes artículos sobre la gente rusa en Costa Rica y las noticias de Rusia.

воскресенье, 3 февраля 2013 г.

ГАЗЕТА № 53. Январь 2013. Статья 2. ВЕЧЕР ПАМЯТИ АЛЕКСАНДРА ТРИПОЛИТОВА




... «Не могу объяснить эффект "дежа вю" песен Александра Триполитова, кажется ты их где-то слышал, да чего уж там – пел когда-то. Дворовые зарисовки, почти автобиографичные признания, хрупкие мечты и пронзительная почти эмигрантская ностальгия, - все это в его музыкальных стихах.
Он ПЕЛ свои стихи. Крымский бард, "цыганский эллин", Поэт от рождения. А еще-друг моего мужа, навеки, навсегда. И друг Алексея Васильева, и многих других, пришедших на вечер его Памяти в Симферополе и в далекой Коста-Рике. И на его родине, и в экзотической стране звучали редкие, чудом уцелевшие записи...
Не было равнодушных, эмоциональная нестабильность искрила и зажигала! Плакала гитара, комом в горле застревали стихи, хрипел голос. А Он-живой, смотрел с экрана и смеялся над смертью. Это был Вечер Памяти. Вечер нерушимой мужской Дружбы. Вечер Вечности его Творчества.» (Ольга Сковрцова, декабрь 2012)

Кто же такой был Александр Триполитов, и почему в такой далекой от Крыма стране – Коста-Рике – собрались певцы, поэты и просто любители бардовского творчества, чтобы почтить его память?
Откроем сборник его стихов «Окраина», пробежимся урывками по предисловию, написанному его друзьями:

«В восьмидесятых годах прошлого века песни под гитару, казалось, пели все. Струны звенели у туристических костров, во дворах многоэтажек, в студенческих общагах, в армейских казармах и, даже, в колониях не очень строгих режимов.
Самодеятельная, авторская (или с лёгкой руки Александра Лобановского  "бардовская") песня набирала обороты еще с шестидесятых. Со времен хрущевской оттепели. Пели песни Юрия Визбора, Юлия Кима, Александра Городницкого, сочиняли понемногу свои. К началу восьмидесятых непревзойденными мэтрами авторской песни были Булат Окуджава, запрещенный Александр Галич и умерший в сорок с небольшим Владимир Высоцкий....
В это время впервые взял гитару симферопольский студент техникума железнодорожного транспорта Саша Триполитов. Инструмент освоил быстро (первые аккорды ему показали одногруппники, потом обучал мастерству его сосед, довольно сносно владевший "шестистрункой"...).
Первые стихи, на удивление, сочинялись Сашей легко и в большом количестве. Конечно, это были прежде всего словесные зарисовки, написанные под впечатлением творчества упомянутых бардов и Владимира Семеновича прежде всего...
...За внешней простотой, даже примитивностью стихов Александра Триполитова стояла долгая, многодневная работа. Стихи для будущей песни записывались в тетради. Вариант за вариантом. Перечеркивались и заменялись слова, строки, куплеты. Порой в толстую 96 страничную тетрадь едва вмещалось две песни.
Затем, а часто одновременно со стихами, рождалась музыка. Он тут же подбирал мелодию на гитаре, это тоже занимало много часов. Готовую песню записывал на магнитофон. Затем десятки раз прокручивал запись, чтобы услышать со стороны, как звучит новорожденная песня...
...Не станем лукавить, не все в то время воспринимали Триполитова как серьезного автора и талантливого поэта. Некоторые весьма скептически относились к его "бренчанию на гитаре". Это в наши дни он мог бы преуспеть и неплохо заработать на своих песнях... Но Саша мог только мечтать о том, чтобы его песни звучали в кабаке, под скрипку и небольшой, но ладный оркестрик. ..Хотя подобные предложения, например, со стороны традиционно вольнодумных прибалтийских продюсеров поступали. Саша относился к этим предложением с улыбкой – перспектива работы ради денег его никогда не прельщала.
 В наши дни, спустя двадцать лет после Сашиной смерти, его творчество неожиданно привлекло внимание специалистов – музыкантов и литературоведов. Его песни не только поют, его стихотворное творчество внимательно изучают. Вот, например, что заявил ведущий российский исследователь авторской песни и шансона из Новосибирска Константин Берлин: "…В Крыму в конце XX века значилось немало так называемых бардов, но настоящих поэтов – авторов и исполнителей собственных песен на полуострове, на мой взгляд, было двое. И первый из них – Александр Триполитов…"
Александр прожил недолгую, но счастливую жизнь. Он не кривил душой. Он не гневил Бога. Он занимался любимым делом. У него были понимающие родители. У него была любимые жена Галина и  сын Владимир. И хочется верить, что и мы, его друзья, не доставляли ему огорчений.»
Алексей Васильев, Сергей Крутько
Крым - Коста-Рика

Итак, бард, поэт, просто инетерсная личность... Творчество не умирает, поэзия – вечна. Особенно, когда ее хранителями выступают ценители, поклонники, истинные друзья...

Вечер памяти Трополитова прошел в Крыму. Был освещен в прессе и интеренет-средствах. А потом – еще один – на другой стороне Земного Шара, в Коста-Рике. С он-лайн трансляцией по интренету для российских друзей и почитателей Барда. Так складываются судьбы: наверное, Александр Триполитов и предположить не мог, что его близкие друзья окажутся заброшеными на другой конец света, но что и там не забудут спустя столько лет - о нем и о его песнях...

Находясь так далеко от исторической Родины, от ее корней, от нашей памяти, которая связывает нас с нашим детством и с нашими друзьями, оставшимися где-то там, «за границей», ( хотя для них – «заграница» - это мы), мы остаемся собой, сберегая русское слово, передавая его от одного к другому... Душа, скрытая в незатейлевой мелодии и заплетенная в кружеве строк – это то, что связывает нас с «домом»... 

На костариканском вечере, посвященном памяти русского барда, ушедшего 20 лет назад из жизни, звучали его стихи, его песни, песни и стихи тех, кто присутствовал в «зале» и «на сцене»... Хотя эти понятия были относительны: вечер был организован Сергеем Крутько, другом А. Триполитова, прямо в салоне собственного дома. Но в теплой атмосфере не было тесно, публика превращалась в исполнителей, исполнители возвращались в публику, на большом экране шел фильм о Барде, в чью честь собрались гости...

А гости пели и читали стихи... Известные всем в Центроамерике представители профессионального театра – Дмитрий Орданский и Марта Хржановская, гостеприимный хозяин – врач, в последнее время лечащий и души своими стихами – Сергей Крутько, заявивший о себе недавно как о проникновеном барде Артур Митинян, душа компаний доктор Александр Лотарев, гостья из далекой Аргентины Лилия Баринова, прдставители Российского Посольства и костариканцы, проникшиеся русской культурой...

Отчего же хочется вспоминать и вспоминать тот вечер?
Оттого что здесь, вдали от наших корней, мы удовлетворяем нашу жажду русского слова – как можем, и когда живой родник взрывается вживую водопадом, а не тихо ублажает нас посредством интернета, мы не можем оставаться равнодушными. Мы просим новых встреч – с поэтами минувшего, настоящего, с теми, кто далек от нас по тем или иным причинам, с теми, кто прятал свой талант, стеснялся его, не верил в его необходимость...

А пока мне хочется поблагодарить Сергея Крутько за инициативу, вновь собравшую вместе творческих соотечественников под одной крышей, и по прекрасному поводу: помнить наши истоки, петь и говорить по-русски, причем говорить – стихами!

Марта Хржановская Рэйн


1 комментарий:

  1. Спасибо друзья, что помните о русских, и остаётесь русскими, вне зависимости от национальности.

    ОтветитьУдалить