Клаудио Монхе – историк,
философ, педагог, поэт, депутат Законодательной ассамблеи Коста-Рики. Свои ранние коммунистические взгляды он
поменял на умеренно-социалистические, однако не умерил свой пыл: на
парламентской скамье сражается за традиционные коста-риканские гражданские
ценности, за защиту природной среды и против коррупции правящей партии.
Клаудио в
19-летнем возрасте уехал в СССР по путевке коммунистической партии Коста-Рики. Сначала он учился на Украине, но потом,
благодаря своим отличным оценкам, смог перевестись на учебу в Москву. Диплом с отличием по преподаванию истории не
явился пределом; у себя на родине, в Университете Коста-Рики, он получил второе
высшее образование по испанской филологии; там же и остался преподавать педагогику,
философию и литературу, был деканом Педагогического факультета и директором
периодического издания университета.
Кроме того, он издал пять своих поэтических сборников, книгу сказок и
две книги по педагогике, написал более 100 статей в отечественных СМИ и за
рубежом, является лауреатом четырех литературных конкурсов как в России, так и
в Коста-Рике. Но Клаудио – не типичный
интеллектуальный работник, большую часть своих усилий и времени он с юношеских
лет посвящает общественной работе и политике, которая в конце концов и привела
его на самую вершину общества – в парламент.
- Дон Клаудио,
расскажите, пожалуйста, о вашей учебе в Советском Союзе.
-
Эти семь лет своей жизни мне не забыть никогда, я говорил по-русски без
акцента, ездил по всей стране, работал в стройотрядах и копал картошку, ходил в
лес по грибы, пил пиво с рабочими, даже жил три года семьей с любимой девушкой
Наташей; соседям сказали, что я грузин, и они поверили. Я достоин российского гражданства, честное
слово! Я даже пою песни по-русски! Но с
Наташей нам пришлось расстаться… Много слез было пролито, но так сложилась
судьба: она была патриоткой и не хотела покидать своей Родины, так же рассуждал
и я, так как мечтал о преобразовании своей страны.
Родился я в
провинциальном городе Гресия, но с раннего детства жил в Сан-Хосе. Семья была бедной, и я подрабатывал
садовником, продавцом обуви, кондуктором в автобусах, продавал лотерею… чего
только не делал! Но при этом не забывал
учиться; окончил среднюю школу «Лицей Варгас Кальво» в 1970 году. С юношеских лет я участвовал в политической
работе, будучи членом партии «Молодой народный авангард». Поэтому после окончания средней школы меня
наградили – выдали направление на учебу в СССР.
Подготовительный факультет я проходил в г. Краснодаре, там была
исключительно благоприятная обстановка для мгновенного изучения русского языка
– вокруг меня никто не говорил по-испански!
Затем проучился два года в Киевском государственном университете им.
Тараса Шевченко на историческом факультете.
Всегда был отличным студентом. Занимался
не менее 10 часов каждый день. Свою
учебу я воспринимал как партийное задание и старался выполнять его как можно
лучше. На каникулах я поехал в Москву на
комсомольский съезд. Там познакомился с
Натальей Карпенко и влюбился в неё без ума!
Сразу попросил перевести меня на учебу в тот же институт, где училась
она – МГПИ им. Ленина, и благодаря моим отличным оценкам, мне пошли
навстречу. Иными словами, я стал
педагогом из-за любви к Наташе.
- А что Вы можете сказать о социализме? Кое-кто говорит,
что государство притесняло личную свободу людей.
-
Во время своей жизни в Советском Союзе я полностью проникся
социалистической системой, понял и воспринял её главный лозунг: «от каждого по
возможностям, каждому по труду». При
советском строе, естественно, существовали некоторые социальные различия,
однако прекрасные возможности для учебы и работы успешно нивелировали их. Привыкший с детства к скромному стилю жизни,
я в Москве чувствовал себя нормально, даже когда мы жили в коммунальной
квартире. Никакого «притеснения» со
стороны государства или партии я не видел, дружил на равных как с русскими
людьми, так и с выходцами их разных советских республик.
- Кем Вы работали по окончании учебы в СССР?
-
Как только я вернулся на родину, сразу же начал работать преподавателем
в Университете Коста-Рики, вел курсы по педагогике, философии и
социологии. Но так как я всегда тяготел
к словесности, писал стихи и сочинял детские сказки, мне захотелось также
получить образование в этой области. Так
я поступил на филологический факультет Университета Коста-Рики и закончил его в
1997 году, также с отличием. После этого
разработал и ввел в учебную практику программу по детской литературе. Кроме того, немного поработал и в средней
школе – государственном техническом колледже в Сан-Себастьяне, давал там
10-классникам курс профессиональной этики.
В 2010 году я официально ушел на пенсию.
Однако не на покой!
- Да, мы знаем,
что в том году вас выбрали депутатом в парламент Коста-Рики – Законодательную
Ассамблею. Как Вам это удалось?
-
Как я уже сказал, я всегда был человеком политически активным. Еще в студенческие времена был председателем
Федерации латиноамериканских студентов в СССР и также председателем Федерации
коста-риканских студентов. Затем, вернувшись на родину, руководил разными
школьными, спортивными и экологическими ассоциациями в районе Сан-Исидро в
Эредии, где я проживаю со своей семьей.
А с 2000 года, с самого зарождения партии «Гражданская акция», я работал
в этой партии, так как полностью согласен с её основной целью: борьбой против
коррупции. Это центрально-левая
социал-демократическая партия, её характеризует прогрессивная христианская
философия, в настоящее время – это вторая политическая сила в Коста-Рике,
которая стоит в оппозиции к правящей партии Национального освобождения. Во главе со своим лидером, Оттоном Солис,
партия за первые же годы своего существования добилась небывалого роста, и
сейчас у нас есть 11 депутатов из 57 в Законодательной ассамблее. Так как в 2006-2010 годах меня назначили
руководителем Муниципалитета Сан-Исидро, а также выбрали председателем
районного комитета партии, то затем меня выдвинули в парламент страны. Я – народный депутат, меня не назначили
сверху, как бывает во многих случаях, особенно в правящей партии. Моя философия – смесь исторического
диалектического материализма и христианства, я стою за гуманную церковь и за
социальную справедливость.
- Всеобщее мнение
о депутатах, что они ничего не делают и только получают высокие зарплаты за
счет народа. А как в Вашем случае?
-
Да, бывают такие депутаты, но я не из их числа. Я не отсиживаюсь за спинами других и не сплю
на заседаниях, а бесстрашно борюсь и спорю, всегда говорю то, что думаю, заявляю
протесты, когда в стране происходят возмутительные безобразия, такие как
миллионные растраты при строительстве проселочной дороги на границе с
Никарагуа. Когда национальная или
иностранная пресса хочет получить какую-либо информацию о политической работе
нашей партии, всегда обращается ко мне. Работа
трудная и тяжелая, мои телефонные разговоры прослушиваются, буржуазная пресса
публикует клевету против меня, даже бывают прямые угрозы со стороны
правительства Лауры Чинчилья. Особенно
острой была борьба против транснациональной фирмы «Industrias Infinito Gold», которая желает
производить разработки золотоносных руд в районе Сан-Карлос (провинция
Алахуэла) и чей контракт мы смогли аннулировать. Так они на меня подали в суд,
но я уверен, партия за меня будет бороться до конца и не позволит лишить меня
депутатской неприкосновенности. Без
ложной скромности могу сказать, что благодаря моим усилиям, этот состав
парламента оказался наиболее «бойцовским» за последние годы, и народ меня
считает лучшим депутатом, наряду с Хосе-Мария Вильяльта.
- Расскажите
немного о политике Коста-Рики.
-
В середине прошлого века в Коста-Рике было проведено много социальных
реформ, это был период прогрессивного либерализма. Однако в конце 20 века многие из
демократических завоеваний были утеряны и началось наступление неолиберализма:
две правящие партии, которые сменяли одна другую, пытались ослабить государство
и приватизировать учреждения здравоохранения, энергетики, народного
образования, телекоммуникаций, страхования и т.п. Слава богу, это им не полностью удалось. Как реакция на это, в 2000 году была создана
наша партия «Гражданской акции», чьи основные лозунги – этика, гласность и
ответственность за свои действия.
Сейчас в
стране существуют четыре основные партии: «Национального освобождения» (PLN – сокращенно на
испанском языке) – правящая, центрально-правая, неолиберальная (бывшая
социал-демократическая) партия, высоко коррумпированная и разрушающая
социальные достижения прошлых лет; партия
«Гражданской акции» (PAC) – оппозиционная, центрально-левая, прогрессивная и
инновационная, характеризующаяся добровольческим движением; партия «Социально-христианский союз» (PUSC), центрально-правая, уже
полностью отошедшая от своих прежних целей, неолиберальная партия, в последние
годы сильно снизившая своё влияние и утерявшая социальную базу; и партия
«Широкий фронт» (FA),
умеренно-левая, молодая и боевая, патриотическая и активная, сейчас растёт, как
пена.
- В феврале
следующего года в Коста-Рике грядут очередные президентские выборы; как Вы
можете охарактеризовать кандидатов в президенты и кто из них, по Вашему мнению,
может победить?
-
Кандидат от правящей партии «PLN» Джонни Арайя, который еще совсем недавно был уверен,
что скоро станет президентом, в последние месяцы не набирает и 25%, судя по
разным опросам общественного мнения; это коррумпированный неолиберал и
демагог. Луис Гильермо Солис, кандидат
от партии «PAC»
- высокоинтеллектуальный человек, профессор, но судя по общественному мнению,
неопытный политик и слабый кандидат.
Родольфо Писа, кандидат от партии «PUSC», неолиберал и демагог, не
пользующийся народной поддержкой.
Хосе-Мария Вильяльта, кандидат от партии «FA», молодой харизматический
человек, революционер, блестящий интеллектуал;
в декабре месяце 23% опрошенных сказали, что будут голосовать за
него. Анализируя эту расстановку сил, думаю,
нам придется выбирать президента при повторных выборах, так как в первый раз
никто из кандидатов не наберет нужных 40% голосов. Главная борьба будет между консервативными
правыми партиями и блоком анти-неолиберальных сил во главе с Широким фронтом.
- Я прочитала в
Вашем резюме на странице Законодательной ассамблеи, что Вы также были
председателем правления Советско-Коста-риканского культурного центра и
впоследствии, Дома им. Льва Толстого.
- Да, было такое дело, мы тогда
очень хорошо работали, наша культурно-политическая работа даже конкурировала на
равных с Американским культурным центром.
Был обмен артистами, замечательная библиотека, газеты, журналы, большая
коллекция музыки и фильмов, лекции, на которых участвовали лучшие умы
Коста-Рики, театральные постановки, концерты.
К сожалению, после Перестройки всё это испарилось, многие ценные
материалы исчезли… Дом был съемным, а сейчас он почему-то принадлежит
Законодательной Ассамблее и называется «Русский дом», там собираются депутаты
правящей партии. Сейчас нам только
остаётся смотреть русские фильмы и жалеть о былом.
- Дон Клаудио, и
последнее, что Вы можете сказать об отношениях между Коста-Рикой и Россией в
настоящее время?
- Эти отношения сейчас находятся на очень
низком уровне, в советские времена больше чувствовалось присутствие России и её
культуры в стране. Жаль, что почти не
поддерживаются связи с выпускниками советских вузов, а ведь это большая сила,
они распространяют правдивую информацию о России. Я попытался завязать отношения с посольством,
но почувствовал, что им это не интересно.
У меня сложилось такое впечатление, что российские власти в основном
контактируют с легкомысленными слоями коста-риканского общества, далекими от
политики. А ведь Россия достойна того,
чтобы ее принимали во внимание в Коста-Рике, но для этого она должна выиграть
конкуренцию с американцами и китайцами, перестать действовать так застенчиво и
завоевать любовь коста-риканского народа.
Единственный путь для этого – развивать программы двустороннего
сотрудничества, осязаемые и ощутимые для всех в виде конкретных дел.
Клаудио в Доме дружбы народов, Москва
"Тройка": Клаудио с женой и дочкой
Клаудио в Киеве, 19 лет
Клаудио в Доме дружбы народов, Москва
Комментариев нет:
Отправить комментарий