Газета русской общины в Коста-Рике - Periódico de la comunidad rusa en Costa Rica

На этих страницах вы можете почитать много интересных и познавательных статей об этой замечательной маленькой стране - Коста-Рике - и о жизни здесь наших людей.

En estas páginas ustedes pueden leer muchos interesantes artículos sobre la gente rusa en Costa Rica y las noticias de Rusia.

суббота, 24 апреля 2010 г.

ГАЗЕТА № 24. Апрель 2010 г. СТАТЬЯ 3. Коста-Рика в борьбе против национал-фашизма







Коста-Рика в борьбе против национал-фашизма

Говорят, что когда Гитлер хотел напасть на Коста-Рику, то не нашёл её на карте, потому что в это время сверху села муха... Этот известный анекдот не соответствует действительности, потому что Коста-Рика в какой-то мере тоже имела отношение ко Второй мировой войне.

После того, как японская армия разгромила Пёрл Харбор 7 декабря 1941 года, Коста-Рика, одной из первых в Латинской Америке, объявила войну фашистской Германии и Японии, даже раньше, чем это сделали США. По меньшей мере 250 костариканцев воевали на разных фронтах и все без исключения – на стороне США и других союзников. Самым храбрым из всех костариканских бойцов был Родриго Кастро Эчеверрия, воевавший на Окинаве против японцев («República», март 1975 г.). А в июле 1942 года в костариканском порту Лимон ночью появилась немецкая подводная лодка и подорвала американский торговый корабль «Сент Поль», стоявший на причале. Погибло 23 моряка и 20 человек было ранено. В Сан-Хосе люди вышли на демонстрацию в знак протеста. (“Homenaje a los combatientes costarricenses en la Segunda Guerra Mundial”, 1946). В Коста-Рике во время войны даже существовал концлагерь – располагался в Сан-Хосе, на 10-й авениде, напротив Кладбища Рабочих – где в течение 4 лет томились политические заключённые, единственной виной которых было их немецкое или итальянское происхождение. Большинство из них было выслано в концлагери США. Костариканское государство в то время произвело массовые экспроприации среди лиц немецкой национальности, а после войны так никогда и не возвратило их собственность... Этот факт является одной из нелицеприятных деталей, о которой костариканцы предпочитают не упоминать.

В память всех, кто боролся против фашизма во время Второй Мировой войны, в Сан-Хосе в 1975 году установлена мемориальная доска. У этого мемориала есть своя история. Сначала доска стояла в Национальном парке. Там наши соотечественники вместе с представителями посольства СССР не раз возлагали цветы в День Победы. Но в 90-е годы, после реконструкции парка, мемориал исчез. Надежда Гришина и Ирина Боровик приложили немало усилий, разыскивая его. Выпускник советского вуза Гийермо Рамирес Гарай, который в то время занимал пост Директора отдела культуры Муниципалитета Сан-Хосе, помог отыскать доску, которая хранилась в подвале Муниципалитета. Однако поставить его снова в Национальном парке уже оказалось невозможно. Тогда Муниципалитет выделил небольшой уголок в парке Морасан, напротив Металлического здания; там к счастью оказалось последнее свободное место, куда и поместили доску. Мемориал был снова открыт в 2003 году, о чём было широко объявлено по телевидению и в газетах, на открытие собралось много людей. С тех пор наши соотечественники совместно с посольством России продолжают возлагать цветы к мемориалу каждое 9 мая.

На днях нам удалось встретиться с одним из костариканцев, служивших в Американской армии во время войны. Этот высокий крепкий человек по имени Макс Ситтенфельд Рохер, которому никогда не дашь его 83 года, живёт в Эскасу и до сих пор работает инженером. В течение многих лет он преподавал в Университете Коста-Рики, был деканом инженерного факультета. Сын костариканской матери и американского отца еврейского происхождения (выходца из Силезии, которая раньше принадлежала Германии, а сейчас является частью Польши), Макс родился и вырос в Коста-Рике, имеет двойное – американское и костариканское – гражданство, хорошо говорит по-английски. Во время войны Максу не довелось сделать ни одного выстрела, но он тоже вложил свой вклад в общую победу: служил в инженерной части в Панаме, в зоне канала, составлял военные карты и расшифровывал аэроснимки. Он с гордостью хранит свои военные трофеи: нагрудный знак с номером 30002490, который он до сих пор помнит наизусть, значок демобилизованного солдата, старые фотографии. Максу предлагали оставаться служить в армии и после войны, обещали повысить в звании, но он, как истинный мирный костариканец, предпочёл вернуться на родину и продолжать учёбу. Хорошая стипендия, которая в течение 3 лет полагалась ему как бывшему американскому солдату, пригодилась, чтобы закочить университет и стать инженером.

Говоря об участии разных стран в борьбе против фашизма, Макс посетовал на то, что заслуга Советского Союза в победе над гитлеровской Германией до сих пор не была до конца признана американцами и другими западными странами. Он не сомневается, что борьба советских людей была решающим фактором в этой победе, так как огромное количество человеческих и материальных потерь, которые понесла Советская страна, знаменитая кровопролитная Сталинградская битва и другие бои – говорят сами за себя. Он вспомнил, что во время войны американцы очень хорошо относились к русским людям как к своим товарищам по общей борьбе. Они не сомневались, что Гитлера постигнет та же печальная участь, что и его предшественика Наполеона в 1812 году. Холодная война началась позже и принесла много зла обеим сторонам. Макс, как и миллионы людей во всём мире, с радостью приветствовал падение Берлинской стены, чему он случайно оказался прямым свидетелем, потому что как раз в тот момент поехал навестить свою прародину – Германию.

Комментариев нет:

Отправить комментарий