Газета русской общины в Коста-Рике - Periódico de la comunidad rusa en Costa Rica

На этих страницах вы можете почитать много интересных и познавательных статей об этой замечательной маленькой стране - Коста-Рике - и о жизни здесь наших людей.

En estas páginas ustedes pueden leer muchos interesantes artículos sobre la gente rusa en Costa Rica y las noticias de Rusia.

среда, 13 апреля 2011 г.

ГАЗЕТА № 31. Март 2011. Статья 3. В ДЖУНГЛЯХ ТАЛАМАНКИ ТОЖЕ ЕСТЬ НАШИ ВЫПУСКНИКИ


Карен Эррера – выпускница РУДН, работает преподавателем  зоотехники в Техническом профессиональном колледже Таламанки – в индейской зоне Брибри, на границе с Панамой.  Своим студентам – потомкам американских индейцев, испанцев и выходцев из Африки – она рассказывает о московском снеге, о пельменях и о трудных экзаменах, которые должна была сдавать на русском языке.  За плечами Карен не только курсы, пройденные в Москве, но и бурная личная жизнь в стенах университета, любовь и страдания,  рождение двух сыновей. В результате, её учёба растянулась на целых семь лет. Не смотря ни на что,  Карен, тогда ещё совсем молодая девушка, смогла  преодолеть все трудности и защитить диплом инженера-агронома.  Теперь она успешно работает и очень счастлива в профессиональной и личной жизни.

Первая встреча с Карен произошла совершенно случайно во время одной из наших поездок на пляж, на берег Карибского моря.  В курортном поселке Кауита, в продуктовом магазинчике, вдруг послышалось русское слово: «давай, давай!» - Вы говорите по-русски? – Нет, это моя жена, она училась в Москве».  Так мы и «вышли» на Карен, и эта встреча послужила началом нашей дружбы.  Но я сначала и не подозревала, насколько интересной окажется вся эта история, достойная не только статьи в газете, но и целого романа.

-   Карен, сколько вам было лет, когда вы поехали на учёбу в Москву?
-  Мне было всего 17 лет, по костариканским законам этот возраст считается детским.  Мои родители должны были дать своё согласие, иначе меня бы не пустили за границу.  Я была очень воодушевлена, хотела скорее отправиться в дорогу, но когда оказалась в аэропорту перед пограничным контролем, вдруг поняла  насколько всё это серьезно.... и  из глаз полились слезы.  Попрощалась с родителями и друзьями, повернулась и шагнула за барьер.  Не оборачиваясь.  Если бы обернулась, то не нашла бы в себе силы уехать, наверняка, побежала бы обратно!


-  А как случилось, что у вас родилось двое детей во время учебы?
-  Я была ещё совсем девчонкой, а мамы не было рядом, чтобы поддержать и дать хороший совет...  Так и получилось, что я забеременела и родила своего первого сына в самом начале учебы, на первом курсе.  Я очень переживала, ведь была не совсем здорова, в детстве перенесла операцию на сердце.  Меня послали в специальную больницу, роды проходили под надзором специалистов-кардиологов, и, слава богу, всё обошлось хорошо. 

-  И как вы нашли в себе силы не отчаяться и продолжить учёбу?
-  Мы, карибские жители, люди не слабого десятка, недаром наши предки, выходцы с Ямайки, строили первую железную дорогу в Коста-Рике.  Да и мой отец всегда советовал мне не сдаваться в жизни.  Агрономия и животноводство мне всегда очень нравились, а в Советском Союзе были прекрасные условия для овладения этой специальностью.  Чтобы мы, студенты из тропических стран, могли познакомиться с разными видами животных, каждое лето над возили на дальние экскурсии: в заповедник Аскания Нова, в Харьков, в Узбекистан. Сына приходилось оставлять на попечение воспитателей. Самая интересная поездка была в Узбекистан:  в этой азиатской стране все женщины ходили в длинных платьях и закрывали голову платком, а я ходила в шортах, потому что было жарко.  Мужчины на меня смотрели во все глаза.  «Спокойно – говорила наша преподаватель – ты иностранка и имеешь право одеваться, как хочешь».  А когда нашу группу пригласили на местную свадьбу, чтобы мы познакомились с узбекской культурой, меня пытались посадить в сторону, где были женщины. Но я не послушалась и всё-таки села со своими сокурсниками-мужчинами.

 
-   У вас не было проблем из-за темного цвета кожи?
-   Нет, с расистскими проявлениями я ни разу не сталкивалась.  Конечно, люди думали, что я африканка, приходилось долго объяснять, что я из Латинской Америки, при этом «Коста-Рику» всегда путали с «Пуэрто-Рико».  Однажды я пошла в русскую общую баню, там все на меня смотрели с удивлением, а одна женщина не удержалась, подошла и потрогала мою темную кожу пальцем; убедилась, что «краска» не стиралась!  В целом, наша жизнь в Советском Союзе в 70-80-х годах была очень благополучной, это была золотая эпоха социализма, мы жили в удобных чистых общежитиях, вся учеба была бесплатной, и нам ещё платили стипендию. Кроме специальности, мы в Москве также получили полную «дозу» культуры: посещали театры, музеи, читали классическую литературу в переводах на испанский язык.  Медицинский контроль и обслуживание были отличными.  Я очень благодарна Российскому государству за предоставленную возможность. 

-   Где ещё вы проходили производственную практику?
-   В основном в совхозах Московской области. Мы работали с разными домашними животными, но больше всего мне пришлось иметь дело со свиньями.  Научилась не бояться пачкать руки, делала ректальный массаж коровам.  Русские зоотехники, в основном женщины, мне советовали снимать перчатки, чтобы иметь лучшую чувствовительность в пальцах.  Здесь однажды мне пригодился этот опыт, когда одна свиноматка не могла разродиться: я засунула руку, повернула поросёнка и смогла вытащить его;  всего эта матка в тот раз родила десять поросят. 


-   А когда родился ваш второй сын?
-   Он родился уже под конец учебы.  Я вышла замуж за панамца, и у нас родился сына Рэнсо, сейчас ему уже 23 года.  После окончания учебы я поехала с мужем в Панаму, но жить там мне не понравилось.  Так что я оставила мужа и вернулась с детьми в Коста-Рику.  Теперь Рэнсо учится медицине в Сан-Хосе, а старший сын живёт в Колумбии. 
  
-   Вы живёте в зоне влажных тропиков, здесь есть настоящие джунгли?
-   Конечно, есть непроходимые заросли, огромное разнообразие растений и животных, есть даже хлебное дерево.  К сожалению, нет водочного дерева – это всегда спрашивают русские люди.  Но зато есть огромное множество комаров, москитов, блох, клещей...  В наш лес нельзя входить с короткими рукавами и в шортах. Не смотря на жару, надо прикрывать всё тело, иначе потом не избавишься от чесотки.  Здесь водятся обезьяны конго, карибланка, обезьянка-белка, есть ленивцы, косули, заины - местные дикие кабанчики,  множество змей, большое разнообразие птиц. 

-   А с какими животными вы работаете в колледже?
-   На работе мы имеем дело с домашними животными, крупный рогатый скот здесь – зебу и индийские коровы, они не боятся жаркого климата.  Молочные коровы европейских пород не могут жить в тропиках, их разводят в основном в центральной зоне Коста-Рики, в высокогорных районах, где климат более прохладный и нет такого количества накожных вредителей.  В колледже у нас есть коровы, свиньи, куры, овцы.  Овец в Коста-Рике почти не разводят, нам привезли одну пару из Эредии.  Но в основном мне приходится иметь дело со свиньями.  Костариканцы очень любят есть свинину, традиционное блюдо здесь – чичаррон, свиные шкварки.  


-   Чтобы работать преподавателем вам пришлось ещё учиться?
-   Да, в Москве мне дали диплом инженера-агронома со специализацией по зоотехнике.  Вернувшись из России через восемь месяцев я устроилась на работу в Министерство Земледелия и Животноводства.  Поработала там немного, но не была удовлетворена канцелярской работой и решила заняться преподаванием.  Поэтому мне пришлось ещё пройти несколько курсов по педагогике в Университете Метрополитано Кастро Карасо.  Сначала меня распределили на работу в центре города Лимон, где я проработала восемь лет.  А с 2004 года преподаю в индейском районе Брибри, где у меня сложились прекрасные отношения со студентами.  В той зоне молодые люди ещё уважают старших, нет такой крименогенной ситуации, как в городе.  Состав молодежи смешанный: есть много выходцев из очень бедных семей, есть также много никарагуанцев, а есть и богатые люди.  Наша школа получает большую интернациональную и государственную помощь:  для нуждающихся студентов предоставляются бесплатные книги и другие материалы, бесплатные обеды, школьная форма.  Как всегда, бывают и отстающие студенты. Некоторые не доучиваются до выпускного класса, но у них есть все условия для того, чтобы стать успешными работниками среднего звена.  Сейчас наша школа готовит техников по нескольким специальностям: агрономия-зоотехника, агрономия-экология, обслуживание туристов и гостиничное дело, текстильная индустрия.  Всего студенты учатся шесть лет.  У меня сейчас девятые, десятые и одиннадцатые классы.  Мы доим коров, ребята помогают мне ремонтировать загородки, чистить и кормить животных. 

-   Студенты спрашивают Вас о России, просят научить их говорить по-русски?
-   Да, конечно, они очень любопытны.  Всегда просят меня научить их «плохим» словам, но я отвечаю: «не знаю».  Учу их только говорить такие слова как «красивая девушка», «да», «спасибо», «хорошо».  Когда они проходят тему об Октябрьской революции или о Второй мировой войне, я им рассказываю немного о русской истории, какой героизм проявил русский народ и сколько потерь понес во время этих трудных испытаний.  Я им рассказываю о холодной русской зиме, о снеге, как я должна была надевать две пары брюк, свитер, пальто, шапку, варежки, шарф и сапоги.  В своей педагогической практике я использую «советский» опыт: часто даю своим студентам устные экзамены, сажаю их вокруг себя, потом каждый вытаскивает билет и отвечает на один вопрос.  Я внушаю своим студентам, что в жизни перед ними открыты все возможности, надо только стараться хорошо учиться и, кроме того, верить в свои силы.  Не секрет, что из тех, кто в своё время уехал на учебу в СССР, было немало слабых людей, неусидчивых, податливых на выпивку и  женщин.  Они провалили все курсы и вернулись, объясняя свои неудачи «политическими преследованиями» и другими выдуманными проблемами.  Но никто им не верит, потому что знают, какие на самом деле великолепные условия предоставил нам Советский Союз для успешной учебы.

-   Как сложилась ваша личная жизнь  в Коста-Рике?
-  Долгие годы я жила одна, воспитывала детей, работала.  Но однажды мне улыбнулась удача, и я встретила чудесного человека, с которым связала свою судьбу - мы вместе уже семь лет.  Джованни работает в области мобильной телефонной связи.  Каждое воскресенье мы ходим в заповедник Кауита  на пикник и весь день проводим на берегу Карибского моря.  Коста-Рика – чудесная страна, мне бы хотелось пригласить всех русских людей сюда в гости. Добро пожаловать!

Комментариев нет:

Отправить комментарий