Гость номера
Владимир Ильич Клочков, начальник Oтдела городского планирования Муниципалитета Сан-Хосе, за долгие годы работы изучил столицу Коста-Рики как свои пять пальцев и сроднился с этим городом. Признавая, что в кантоне Сан-Хосе пока имеется множество проблем и застарелых пороков, Клочков, по мере сил и возможностей, борется за их разрешение, а для этого старается объединить усилия всех действующих лиц: центрального правительства, частных предпринимателей и гражданского общества. И хочет включить в эту сложную систему ещё один компонент: сотрудничество с Россией. «Когда мы говорим о модернизации городского транспорта, многие восхищаются городом Куритиба и стараются перенять бразильский опыт. Однако, в Советском Союзе уже давно строились города по генеральным планам, и были прекрасно разработаны схемы общественного транспорта. Зачем же «изобретать велосипед»? Надо только использовать опыт недавнего прошлого».
Среди наших соотечественников в Коста-Рике есть немало специалистов высокого класса. Владимир Ильич Клочков – один из немногих, кто стоит «у руля» костариканского государства, так как вот уже более 15 лет занимает высокий пост в Муниципалитете (мэрии) Сан-Хосе. Все мы, живущие в столице Коста-Рики и её окрестностях, каждый день сталкиваемся с транспортными заторами, медленными автобусами, бесконечными ремонтами на мостах, нехваткой питьевой воды, частыми отключениями электроэнергии, видим мусор на улицах и в руслах рек. Вспоминая широкие чистые московские проспекты, непрерывное движение поездов метро и вереницу подъезжающих автобусов и троллейбусов, надёжное электроснабжение и горячую воду из крана, мы с досадой признаём вековую отсталость Коста-Рики и ждём-недождёмся, когда же и тут всё наладится и разовьётся. Поэтому мы встретились с Клочковым и попросили его рассказать, какова ситуация в Сан-Хосе, какая ведется работа и что делает лично он, как начальник одного из отделов Муниципалитета, чтобы жизнь столичных жителей стала удобнее и безопаснее.
- Владимир, всех соотечественников в Коста-Рике привлекают многие неоценимые достоинства страны: прекрасный климат, близость моря, замечательные пейзажи, спокойные и приятные местные жители. Но, видимо, никогда не бывает всё так идеально. Чтобы добавить «ложку дёгтя», Коста-Рика преподносит нам каждый день массу транспортных и коммунальных неприятностей. Что делается для разрешения этих проблем?
- Не надо забывать, что Коста-Рика – молодая страна. Ещё в XIX веке главным транспортом тут была телега, запряженная быками. В прошлом веке были достигнуты большие успехи в дорожном строительстве и развитии городов. Но здесь, конечно, ещё недостаточно развита инфраструктура, дороги узкие, мосты ненадёжные, да и уборка мусора иногда нарушается. Уже не говоря об электро- и водоснабжении. При каждом ударе молнии – а грозы здесь очень частое явление в период дождей – вырубается свет во многих районах города. Бывают наводнения, оползни в горных районах, в этом году восемь пригородных районов Сан-Хосе официально признаны опасными с точки зрения обвалов и селей.
- Что делает правительство для разрешения этих проблем?
- Костариканские власти в основном пытаются решать срочные и наиболее острые проблемы: восстанавливают мосты, когда их сносят вздувшиеся от дождей бурные реки, переселяют людей, после того как их дома сползают с горных склонов, строят новые мусорные свалки, когда уже некуда свозить мусор. Правительство также пытается создавать долгосрочные планы развития, но они выполняются очень медленно и плохо. Главные препятствия – недостаток средств и неслаженность работы разных ведомств и учреждений.
- Сколько средств выделяет государство на городское строительство и коммунальные услуги?
- Костариканские муниципалитеты имеют мало полномочий и ресурсов, финансирование составляет всего 2% от общественного бюджета. Муниципалитет Сан-Хосе, как самый богатый, располагает $ 91 миллионом (на 2011 год). Эта сумма составляется в основном за счет налогов и тарифов. Капиталовложения со стороны правительства совершенно незначительны. Поэтому все муниципалитеты ищут возможности увеличить эти суммы. Есть оригинальные идеи, как например, использовать пенсионный фонд, который накапливается в банках, так как его некуда вкладывать. Мы сейчас думаем, как создать «доверительную собственность», чтобы эти деньги можно было вкладывать в дороги и мосты.
Но дело не только в деньгах. Большим препятствием также является разброд в действиях разных ведомств и дублирование функций. Так, в прошлом веке существовала очень действенная организация - Институт жилья и градостроительста (INVU), благодаря её успешной деятельности было построено большое количество дешёвого жилья для бедного слоя населения. В конце ХХ века в Коста-Рике были почти полностью ликвидированы трущобы. А сейчас они снова разрослись вокруг Сан-Хосе. Но затем были созданы ещё три параллельные организации: Министерство жилищного строительства, Национальный технический секретариат по окружающей среде и Секретариат по Национальному плану городского развития. В результате INVU превратился в совершенно декоративную организацию. Поэтому наш муниципалитет своей основной задачей считает объединение усилий всех этих организаций на благо населения столицы, а также привлечение частных фирм и общественность для реализации крупных планов развития и благоустройства города. Однако добиться этого очень непросто. Прав у муниципалитета мало, поэтому для постройки, например, нового жилого района нам приходится «оббивать пороги»: у Министерства транспорта просить построить подъездную дорогу, у Костариканского института водопроводов и канализации подвести воду, и так далее. Все эти полномочия относятся к центральному правительству. Мы в последнее время проводим большую работу по очищению городских рек: Мария Агиляр, Тириби и Торрес. Но до конца очистить их не можем, так как мусор течет по течению сверху, из северо-восточных районов города.
- Какова площадь Сан-Хосе и его население?
- Площадь Центрального кантона Сан-Хосе - 45 кв. км и живёт здесь 360 000 человек. Однако вся центральная межвулканическая долина (или, как её также называют, Центральное межгорное плато) – уже давно превратилась в сплошной пригород, в котором крупные города – Сан-Хосе, Эредия, Алахуэла и Картаго – почти слились и образовали Большую Столичную Агломерацию (GAM), площадью в 3 064 кв. км с населением в 2,5 миллионов жителей. Если учесть, что население всей страны насчитывает всего 4,579 миллионов человек, то более половины из них живёт в центральной зоне – это очень значительная цифра. С целью лучшего координирования работы, на добровольной oснове была создана Столичная федерация муниципалитетов (FEMETROM), которая объединила 14 центральных кантонов.
- Есть ли какой-нибудь план долговременного развития города?
- Да, существует Генеральный план земельного упорядочения Большой столичной агломерации, который был разработан в 1982 году, и сейчас мы стараемся его актуализировать, а также есть Генеральный план кантона Сан Хосе, впервые разработанный в 1995 году и который сейчас тоже пересматривается – уже в четвертый раз. Эти планы требуется привести в согласие с новыми законами защиты окружающей среды, которые вступили в силу в последние годы: Коста-Рика является страной-лидером в своём регионе по охране природы, и законы здесь приняты невероятно строгие. Эти планы регулируют развитие города, на основании этих планов выдаются разрешения или отказы на строительство того или иного здания, фабрики или жилого района. Само строительство в основном осуществляется частными фирмами, которые руководствуются, естественно, законами рынка. Для того, чтобы серьезно подтолкнуть развитие города, нужны очень крупные капиталовложения. Министерство транспорта за последние 20 лет фактически не совершило никаких капитальных работ по улучшению инфраструктуры. Метод концессий в последнее время также критикуется, так как показал себя не с лучшей стороны.
Постоянные пробки в Сан-Хосе стали уже привычным явлением, но избежать их трудно, так как почти нет объездных дорог. Чтобы как-то облегчить проезд по столице, мы сейчас разрабатываем проект постройки линии городского трамвая с помощью Франции, трамвай будет ходить от Паваса через центр на Курридабат; он в настоящее время находится в стадии технико-экономического обоснования. Недавно я в составе делегации от Муниципалитета ездил в командировку в Бразилию, там в городе Куритиба прекрасно наладили городской общественный транспорт. Многие страны, не только в Латинской Америке, но также и США, хотят перенять опыт бразильцев, приглашают специалистов к себе на работу, пропагандируют их систему диаметральных осевых линий. А я смотрел на всё это и думал: ведь у нас в Советском Союзе давным-давно это уже было сделано и прекрасно работало! Надо только вспомнить недавнее прошлое, зачем же «изобретать велосипед»! Очень хочется надеяться, что в скором будущем сотрудничество с Россией у нас будет налаживаться; об этом говорит запрос нашего посольства, который я сейчас выполняю: пишу для них справку о работе нашего Муниципалитета и о развитии Сан-Хосе.
- Кроме транспортных и энергетических проблем, в Сан-Хосе есть и другие серьёзные пороки: уборка мусора, преступность, канализация. Одна из наших соотечественниц, много путешествовавшая по миру, назвала Сан-Хосе «самой некрасивой столицей».
- Ну, это как посмотреть. Это правда, что Сан-Хосе – город невысоких зданий, которые издалека сливаются в одну серо-красную крышу неприглядного вида и при плохой погоде выглядят нагромождением серых коробок, но стоит выглянуть солнцу! Ярко-синее небо с белыми облаками, зеленые горы, обрамляющие город, создают нарядный и веселый вид, на который любуются все туристы. В последнее время в Сан-Хосе всё больше и больше начинают строить высотные здания. Это и логично: город уже не в состоянии больше расползаться по окрестным горам, да и водоохранные законы запрещают сводить леса и строить городские районы, так как питьевая вода течет в город по горным ручьям и подпочвенным водоносным слоям неглубокого залегания. Кроме того, вулканические горные склоны должны быть защищены лесом, иначе при сильных дождях они всегда грозят селями и оползнями. Сейчас в Сан-Хосе насчитывается более двух десятков относительно высоких зданий: это 16-этажный Национальный банк, 18-этажная гостиница «Аурола» и немало новых жилых домой в 12 – 16 этажей на западе столицы. И строятся ещё два высотных здания: 19-этажный жилой дом на Саване и гостиннично-жилой корпус в 28 этажей на Пасео Колон. Жильё в высотных домах стоит очень дорого; чтобы здание было прочным и не пострадало от частных землетрясений, при его постройке приходится использовать большое количество стальной арматуры. Дешевое жильё для низкоресурсного населения до сих пор остаётся одно-двухэтажным.
- Несколько лет назад много говорилось о проекте перестройки центра Сан-Хосе, который подразумевал снос множества мелких старых домов и возведения многоэтажных зданий, для чего Европейский Союз выделил крупные капиталы. Но никаких перестроек пока не видно. Неужели эти деньги «потерялись»?
- Нет, ничего не потерялось. На самом деле этих денег было не так уж много, и хотя Муниципалитет добавил ещё столько же, мы смогли осуществить только два крупных проекта: построили пешеходный бульвар на 4-й авениде и сделали подземную проводку всех электрических коммуникаций в центре Сан-Хосе. Поменяли также все светофоры. Строить же жилые дома на эти деньги не предусматривалось, это дело частных фирм, а муниципалитет лишь может их «стимулировать». До сих пор в центре города построено только одно многоэтажное жилое здание – на 10-й авениде, и рядом с ним планируется в этом году возвести второе такое же. Развитие центра Сан-Хосе, кроме всего прочего, упирается в повышенную преступность; с этой бедой усиленно борется правительство во главе с Президентом Лаурой Чинчийя; основной своей задачей она объявила необходимость вернуть городу и всей стране прежнее спокойствие и безопасность, и для этого в последнее время началось резкое наращивание количества полицейских.
- Как вообще в Коста-Рике обстоят дела с коррупцией? Правда ли что все выделяемые средства на ремонт и строительство дорог тут же разворовываются наполовину?
- Среди европейцев ходит такая шутка: «Во сколько обойдется этот проект? – Во столько-то. – А где? – В Латинской Америке. – А, тогда сразу умножайте время на три, а капиталы на два». Я каждый день смотрю российское телевидение и читаю газеты и могу смело утверждать: там коррупция на несколько порядков выше, чем в Коста-Рике. Здесь за взятки даже осудили двух бывших президентов! В России это было бы совершенно невоможно.
- А вам когда-нибудь предлагали взятки?
- Нет, тут важно, как сам человек себя ведёт. Раньше в мои обязанности входило подписывать разрешения на стройки, это была очень нервная работа. Я всегда старался вести переговоры с людьми не наедине, а в присутствие других сотрудников. Сейчас, слава Богу, я уже этими делами не занимаюсь.
Владимир в Симферополе, 80-е годы
- Владимир, большое спасибо вам за интервью. Остался только последний «личный» вопрос: вас специально назвали как Ленина?
- Это моя бабушка настаивала, а родители всё не соглашались. Первого сына они назвали другим именем, а потом ждали девочку. Но родился я, и пришлось им удовлетворить бабушкино желание. А всего нас у родителей было трое детей, и все мальчики. Сейчас мои два брата, к сожалению, уже умерли; скончались и родители, так что вся моя семья здесь, в Коста-Рике.
- Значит, вас с Россией уже ничего не связывает?
- Нет, я в России регулярно бываю, навещаю своих друзей в родном городе Брянске, и русский язык тоже не забываем, дома все говорим по-русски. Моя жена Беатрис – костариканка – очень хорошо владеет русским языком, она училась, а потом жила со мной в Симферополе более десяти лет. Дочка Анна тоже прекрасно говорит, читает и пишет на русском языке, учит родному языку своих двоих детей – моих внуков. Они живут в Гуанакасте, в городе Никойя.
Также в заключение хочу добавить, что я хоть и ратую за строительство высотных зданий, сам живу в пригороде, у нас с женой одноэтажный дом с садом, а во дворе растёт укроп и щавель! Поэтому я сам себя считаю «лицемерным» архитектором: говорю одно, а делаю другое. Хорошо бы навсегда оставить в Коста-Рике зеленые пригороды вокруг столицы!
Заросли укропа, который Владимир любит дарить своим друзьям
Комментариев нет:
Отправить комментарий