Газета русской общины в Коста-Рике - Periódico de la comunidad rusa en Costa Rica

На этих страницах вы можете почитать много интересных и познавательных статей об этой замечательной маленькой стране - Коста-Рике - и о жизни здесь наших людей.

En estas páginas ustedes pueden leer muchos interesantes artículos sobre la gente rusa en Costa Rica y las noticias de Rusia.

среда, 26 октября 2011 г.

ГАЗЕТА № 35. Июль 2011 г. Статья 3. Костариканская марроканка с русской душой


София Ясин – выпускница Белорусского государственного университета, журналистка.  Как и все выпускники, София хранит самые светлые воспоминания о годах, проведенных в Советском Союзе, и говорит, что учеба в Минске сформировала её как человека.  

София – не костариканка, ни наша соотечественница, хотя и уверяет, что душой принадлежит к русской культуре.  По национальности она марроканка, а в Коста-Рику приехала со своим мужем – костариканцем.  Здесь она добилась очень больших успехов:  работала в журнале «Perfil», поставила на телевидении ежедневную передачу для детей, была главным редактором журнала «Su casa», а затем журнала «Habitar», организовала несколько крупных социальных проектов.  Не удовлетворенная этим, София получила второе образование по маркетингу, открыла свою фирму и стала работать консультантом.  «Где бы я ни работала, я всегда стараюсь сделать что-нибудь значительное, оставить свой след» - говорит София.   


Софии Ясин очень нравится встречаться  с нашими соотечественниками, она прекрасно говорит по-русски, а в память о проведенных в СССР годах даже    устроила в доме русский уголок с матрёшками и самоваром. А ещё есть уголок Марокко и уголок Мексики (нынешний друг Софии – мексиканец).  Нет только костариканского уголка... но зато есть шкаф, полный собственных статей, опубликованных в различных журналах Коста-Рики.

-  София, как вы смогли попасть на учёбу в СССР, ведь мусульманские женщины редко уезжают далеко от дома?
-  Мне, действительно, было нелегко вырваться, вся семья была против моей учебы за границей, тем более в СССР, но мой отец – журналист с передовыми взглядами и симпатией к социалистическому строю – настоял на моей поездке, за что я его благодарю всю жизнь.  Мне не было и 18 лет, когда я уехала, совсем девчонка.

-  Трудно, наверно, было привыкнуть к другой культуре, другой еде, к холодному климату?
-  Нет, в Минске я чувствовала себя прекрасно, я жила в интернациональном молодежном коллективе, ела  ту же еду, говорила на том же языке – на русском.  По специальности, мне приходилось много читать и писать по-русски, поэтому я освоила язык достаточно хорошо. Я всегда училась отлично, и русский язык мне дался легко.  


-  Да, вы говорите по-русски прекрасно, почти без акцента.  А как вы попали потом в Коста-Рику?
-  Как и все, со своим мужем-костариканцем.  Мы познакомились совершенно случайно:  я пришла на лекцию по экономике, все места были заняты, и я села на единственный свободный стул, рядом с Манрике...  «Откуда ты?» - «Из Коста-Рики» - «А где это?» Мне было очень интересно узнать побольше о его стране.  Так мы начали дружить, встречаться. В молодые годы всё происходит естественно и очень быстро. Но нам пришлось преодолеть неожиданные препятствия:  студенты из других арабских стран (не из Марокко – в нашей стране общество намного  прогрессивнее), начали стыдить меня за связь с «неверным», уговаривать бросить Манрике, а потом и угрожать.  Дошли до того, что просто не давали проходу ни мне, ни моему жениху.  Пришлось вмешаться ректору факультета, чтобы их успокоить.  Но меня они не могли поколебать, я всю жизнь была самостоятельной и строптивой, я их просто послала «куда подальше»! Прошло три года, и Манрике предложил мне стать его женой.  Но я хотела сделать всё «как следует» и повезла его в Марокко, на встречу со своими родителями.  Он официально попросил у них моей руки.  Но на том дело и кончилось.  Родные категорически воспротивились нашему браку.  Мы уехали ни с чем.  Поэтому поженились гражданским браком, в советском ЗАГСе, а свадьба у нас была студенческой, интернациональной.  Никто из моих родных на свадьбу не приехал...  Я не долго расстраивалась.  Мы жили счастливо с Манрике, потом у нас родился сын Карим.  Он был настоящим «русским» ребенком, я его даже крестила в православной церкви, а крестной была русская женщина.  Жаль, что в двухлетнем возрасте я его уже увезла в Коста-Рику, и он забыл русский язык.  Хотя дома мы с мужем, по привычке, продолжали общаться на русском языке.

-  В какие годы вы учились в СССР?
-  Мне выпало учиться в самые интересные годы перестройки, с 1983 по 1990 год.  На моих глазах «чехардой» сменялись правители: Черненко, Андропов, Горбачев...  Мы уехали за несколько дней до падения Берлинской стены.  Как и все советские люди, я сначала воодушевилась переменами, реформами, гласностью, перестройкой.  Но потом, когда всё стало разрушаться и в стране начался острый социально-политический и экономический кризис, я поняла, что Горбачев был не прав.  И до сих пор я всё стараюсь анализировать, в чем были его ошибки, мне бы хотелось вернуться в Минск, чтобы своими глазами увидеть, во что превратилось теперь белорусское общество.  

-  Теперь, пожалуйста, расскажите о вашей жизни в Коста-Рике.
-  Мне было тяжело привыкать к жизни в Коста-Рике, так как костариканская культура очень отличается как от марроканской, так и от русской.  До сих пор я считаю, что русский стиль жизни в чем-то сходен с нашим, есть много общих черт: гостеприимство, стремление угостить гостя всем самым лучшим, что есть дома, выразить свои чувства через еду.  Костариканцы, в этом плане, совсем другие.  

  Мой муж, по приезду на родину, очень быстро устроился на работу на 4-й канал телевидения, стал директором новостей.  А я нашла работу в журнале «Perfil». Но сначала у меня были трудности с языком: я писала свои статьи по-французски, а потом переводила их на испанский язык.  Конечно, это было не дело.  Пришлось засесть за изучение языка всерьез, и через год я уже начала думать и писать по-испански. Я много работала, писала статьи в разные журналы.  Но у меня была мечта: сделать телевизионную передачу для детей, как «Спокойной ночи, малыши», ведь в Коста-Рике бедные дети часто засыпали в гостинной на диване, и никто им не рассказывал сказки перед сном.   Тем более, что в Минске я специализировалась на телевизионных передачах для детей и молодежи.  Я сделала проект, собрала группу заинтересованных людей и начала обращаться в разные телевизионные каналы.  Но тут у меня родились близнецы, пришлось на время прервать всю работу.  Однако, я настойчивая женщина, поэтому, как только смогла, принялась снова за своё.  Мне повезло, что в то время директором 13-го канала «CINART» (государственной системы СМИ) был Гидо Саенс, человек высокой культуры, крупный общественный и государственный деятель.  Он пошел нам навстречу, так в 1996 году родилась ежевечерняя передача для детей «Buenas noches, Tita».  Ведущей была известная актриса Марлен Мартинес, а кукловодом – Ольга Лухан, выпускница пражского университета.  Это была воспитательная передача с интересным содержанием: защита природы,  права детей и другие важные темы. Она имела очень большой успех, многие помнят её до сих пор.  Но прошло три года, на канале поменялось руководство, и наша передача, как «недоходная», исчезла с экрана.


-  И чем вы занимались после этого?
-  Мне всё сразу очень надоело, и я захотела внести перемены в свою жизнь.  Тем более отношения с мужем стали ухудшаться.  По приезде на свою родину он резко переменился, заважничал, культурные различия между нами заявили о себе; он не уважал ни мою многовековую арабскую культуру, ни мусульманскую веру, которой я верна.  Поэтому я пошла снова учиться, решила освоить маркетинг и поступила в заочную аспирантуру во французский университет «Ecole de Management» (Гренобль), которую закончила в 2002 году.  Вскоре наш брак с Манрике был расторгнут, и я осталась с тремя сыновьями.  Мне много раз хотелось свозить их в Минск, чтобы они повидали места, где училась их мама, или в Марокко, познакомить с моей родиной, но пока так и не удалось.  Когда мой старший сын закончил среднюю школу, поехал на учёбу во Францию. Он всегда был очень способным к математике, с детства получал призы на разных олимпиадах и сейчас изучает нанотехнологии. 

А тогда я начала работать в области торговли, зарабатывать на жизнь.  Но всё-таки моя работа так или иначе была связана с литературой.  Сначала я устроилась в Издательство Коста-Рики, затем смогла получить должность начальника отдела по сбыту в издательстве «Pearson Education»,  работала также в книжном магазине «Universal».  Там я перестроила по-новому весь книжный отдел, организовала детский театр.  Такой уж у меня характер: где бы я ни работала, всегда стараюсь сделать что-нибудь новое, значительное, оставить свой след.  После этого вернулась снова в журнал «Perfil», но теперь уже на должность директора.  Проработала там два месяца, а потом мне предложили возглавить журнал «Su casa», который также принадлежит группе «Nación».  Мне захотелось узнать что-нибудь новое, и я погрузилась в тему архитектуры, которую разрабатывала в последующие годы.   Там мы сделали несколько больших проектов, самым интересным был проект «Vida urbana» (2006):  в одном красивом старом особняке в центре Сан-Хосе собрали 50 архитекторов из Коста-Рики и других стран, и они оформили 50 разных комнат – каждую в совершенно другом стиле, но все отвечающие общей тематике «жизнь в городе».  Эта выставка была открыта в течение месяца, о ней даже SNN сделала программу. 


Но к 2008 году накопилась усталость, да и дети требовали внимания; я решила уволиться из журнала и основать собственную фирму.  Вскоре зарегистрировала консультационный сервис «Exitum Consultores». Эта фирма даёт консультации в области средств массовой информации,  маркетинга, по изучению рынка и стратегиям, по организации жилого пространства и окружающей среды, продвижению специальных проектов, развитию новых марок и другого.  Одновременно я работаю в журнале «Habitar» Костариканского колледжа инженеров и архитекторов, в качестве редактора и журналиста.  В последние годы сотрудничала в качестве общественного управляющего в одном большом проекте этого колледжа, при участии Германии – «Proyecto Eólico de Guanacaste» (PEG) (развитие ветровой энергии).  Мы выезжали в разные районы провинции Гуанакасте, где организовывали  во всех школах научные ярмарки, сбор утильсырья. А ещё колледж помог сельчанам отремонтировать мосты и дороги.  Это был очень большой проект, там группа JUWI поставила 55 больших ветряных турбин, которые вырабатывают  240 миллионов кВт электроэнергии в год.  Формально он закончился в прошлом году, но я до сих иногда езжу в Гуанакасте и помогаю местным школам.  Мне очень нравится эта деятельность, и я  работаю не только за деньги, но и «на благо общества», как меня воспитали в Советском Союзе и такой я останусь навсегда.  Для меня главное – это человеческая сторона любой работы.  И последний проект, в котором я участвовала, под эгидой этого же колледжа архитекторов, была организация массового спортивного забега по городу на 10 километров под названием «Carrera Reto 2011», я помогала им искать спонсоров.  Проект имел большой успех, а почти весь доход от него, по моему совету, колледж отдал в клинику по уходу за тяжелобольными.  

Кроме того, вот уже два года издаю собственный журнал в интернете «Lifestyle», в котором пишу статьи на разнообразные темы: новости культурной жизни страны, туристические места Коста-Рики, путешествия в мир природы, новые тенденции на рынке и другие.  Мой журнал очень красивый, полон чудесных фотографий, вы можете его почитать на сайте http://www.revistalifestyle.com. 



-  Да, у вас очень насыщенная жизнь!  А какие планы на будущее?
-  Правда, я всегда очень занята, но в то же время продолжаю мечтать о телевидении, ведь это моя основная специальность.  Армандо Гарсия, ведущий программы «Hábitat soluciones», хочет  взять меня на  один сегмент своей программы и назвать его примерно так: «Haga usted mismo en su casa» - то есть полезные советы по оформлению жилья, в тропическом варианте.  Очень хочу также поехать в Белоруссию, снять документальный фильм о том, как теперь живут люди, которых я когда-то знала, как на них отразились социально-политические изменения последних лет. Есть у меня и ещё одна мечта: написать повесть. Кое-что я уже начала, но для работы над книгой нужно полное спокойствие и много свободного времени.  Вот когда освобожусь ото всех своих обязанностей, поеду в родную Касабланку к родителям, чтобы ухаживать за ними в старости, буду сидеть на террасе с видом на Средиземное море и писать стихи...  Когда-то в возрасте 15 лет я выиграла премию на конкурсе поэзии.  И тогда же напишу свою повесть о судьбе молодой девушки, которая уехала далеко от дома и вышла замуж на другом краю света...  В книге будет ещё одна героиня, которая осталась на родине и вышла замуж за парня с соседней улицы...  И вот, прожив жизнь, эти девушки (уже бабушки) встречаются  и сравнивают: кто из них жил лучше, интереснее, счастливее...  Эта будет биографически-фантастическая повесть, а скорее – размышления о собственной жизни, если, конечно, я когда-нибудь это напишу. 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий