Газета русской общины в Коста-Рике - Periódico de la comunidad rusa en Costa Rica

На этих страницах вы можете почитать много интересных и познавательных статей об этой замечательной маленькой стране - Коста-Рике - и о жизни здесь наших людей.

En estas páginas ustedes pueden leer muchos interesantes artículos sobre la gente rusa en Costa Rica y las noticias de Rusia.

суббота, 29 октября 2011 г.

ГАЗЕТА № 37. Сентябрь 2011 г. Статья 4. Джорди Антик наполняет страну музыкой


Джорди Антич – потомственный музыкант каталанского происхождения.  Он учился в Московской консерватории, много путешествовал по Европе и везде старался посещать концерты классической музыки.  «В Европе – большое разнообразие музыкальных коллективов.  Как своих, так и гастролирующих.  Каждую неделю есть возможность посетить множество концертов и насладиться прекрасной музыкой.  Вернувшись в Коста-Рику, я захотел и здесь создать, хотя бы на короткий период в году, наполненную высоким искусством атмосферу, аналогичную той, что  царит в развитых странах».

Музыкальный фестиваль «Кредоматик» наполняет музыкой Коста-Рику более 20 лет.   Десятки музыкантов приезжают сюда каждый год в августе месяце и дают концерты не только в столице, но  и в разных уголках страны.  Все эти годы Джорди Антич является бессменным организатором и художественным руководителем фестиваля.  

-  Господин Антич, в этом году приехало 43 артиста из 7 стран.  Видимо, нелегко принять и разместить такое количество народа, организовать 45 концертов в течение двух недель.  Скажите, что самое трудное: найти артистов или финансирование?
-  Найти артистов не трудно, сейчас у нас имеется большой выбор желающих из разных стран мира.  Другое дело, поддерживать высокое качество, а также не повторяться, находить каждый год что-нибудь новое и оригинальное.  Например, в этот раз на фестиваль приехал Лиам Тиг, музыкант из карибской страны Тринидад и Тобаго.  Он играл на интересном инструменте – стилпане, который изобрели жители этой островной страны.  Это единственный инструмент, изобретенный в ХХ веке. С финансированием у нас сейчас тоже всё в порядке. У нас есть такие мощные спонсоры как банк Кредоматик, фирма Кофе Бритт, Муниципалитет Сан-Хосе и другие организации.

 Стилпан

В первые годы сюда приезжали в основном начинающие музыканты, а сейчас и знаменитые. Правда, тем, кто запрашивает повышенные гонорары, к сожалению, приходится давать отказ. Но мы предлагаем артистам прекрасный отдых, бесплатное проживание в хороших отелях и бесплатное питание. Главная идея нашего фестиваля – соединить музыку с туризмом.  Ведь не каждая страна может предложить такие природные красоты и пляжи, как Коста-Рика.  Поэтому мы устраиваем концерты в отелях, пользуясь тем, что там есть большие залы с хорошей акустикой.  Кроме того, часто организуем бесплатные концерты в церквях, городских парках, на спортивных аренах и даже на площадях, чтобы местные жители могли приобщиться к искусству.   Благодаря фестивалю, Коста-Рика зарекомендовала себя не только как красивая туристическая страна, но также и как страна культурная.  

-  В прошлом году, когда фестиваль отмечал своё 20-летие, Вы написали содержательную статью в «Ла Насьон», в которой привели такие цифры:  более 1000 музыкантов из 47 стран дали почти 700 концертов за эти годы.  Это большой успех!  Расскажите, как возникла эта идея, как Вы решились на такое крупное предприятие как организация музыкального фестиваля?
-  Идея организовать музыкальный фестиваль возникла среди группы музыкантов, выпускников Московской консерватории и других европейских музыкальных учебных заведений.  В Европе – большое разнообразие музыкальных коллективов.  Как своих, так и гастролирующих.  Каждую неделю есть возможность посетить множество концертов и насладиться прекрасной музыкой.  Вернувшись после учебы в Коста-Рику, мы захотели и здесь создать ту наполненную высоким искусством атмосферу, которая царит в развитых странах, хотя бы на короткий период в году.  

Для меня музыка – как воздух, я родился и вырос в семье потомственных музыкантов.  Ещё мой прадед у себя на родине в Барселоне дирижировал хорами.  Мой дед, когда иммигрировал в Коста-Рику, в 20 – 30-х годах основал театр оперетты «сарсуэла».  У нас дома всегда было фортепьяно.  Мой отец виолончелист, мать - ..., и я тоже закончил музыкальный факультет Университета Коста-Рики по классу виолончели, а затем получил стажировку в Московской консерватории.  

Наш первый фестиваль назывался просто «Международный музыкальный фестиваль».  Мы его организовали в 1991 году, в год Моцарта, когда во всем мире отмечали 200-летие со дня его смерти.  А потом это мероприятие стало ежегодным, и с 1999 года фестиваль стал называться «Кредоматик».  В действительности, организовать музыкальный фестиваль не так трудно.  В Коста-Рике можно многое что делать, только надо набраться терпения.  Костариканцы – люди, привыкшие к своим традициям, они с недоверием относятся ко всему новому, непривычному.  Надо завоёвывать их доверие постепенно.  По-европейски, «наскоком», здесь ничего не делается.  Самое трудное было научить людей слушать классическую музыку.  В народе всегда бытует мнение, что классика – это что-то древнее, отжившее и ужасно скучное.  В течение всех этих лет мы стараемся доказывать, что классическое искусство, наоборот, явление современное и динамичное.  Само понятие классики в наше время изменилось, теперь под классическим искусством понимается любое произведение высокого качества, пережившее своё время и перешагнувшее пределы своей страны.  

-  А как у вас возникли дружеские отношения с банком Кредоматик?
-   Это произошло постепенно.  В первый раз этот банк, как и все, помог нам немного, оплатил афиши и программки.  Затем, в процессе развития фестиваля, стал участвовать больше и больше, до тех пор, пока не стал нашим главным спонсором, а фестиваль получил название «Кредоматик».  Сейчас, в результате двадцати лети успешной совместной работы, руководители банка признаются, что музыкальный фестиваль дал им не только рекламу, но и славу, а также возвысил их в духовном смысле.


 Джорди Антик и Димитрий Хахамов, скрипач Квартета Большого театра, в августе 2009 г.

-  Расскажите немного о своей учебе в Москве, пожалуйста.
-  Я учился в Москве с 1978 по 1982 год, правительство мне выдало направление на учебу.   Моим профессором была Татьяна Заварская. Московская консерватория – это учебное заведение высочайшего уровня, занятия музыкой поглощали почти всё свободное время, поэтому с другими костариканскими студентами я мало общался, ездить в гости в другие университеты было некогда.  Мы жили замкнутой группой, и всё общение происходило среди сокурсников-музыкантов, в основном русского происхождения, иностранцев там было очень мало.   Бывал я и в гостях у своих преподавателей, читал много русской литературы: Пушкина, Булгакова.  Поэтому я довольно хорошо освоил русский язык, могу похвалиться, что однажды меня спросили:  «вы случайно не из Прибалтики?»  Это была высшая оценка моих лингвистических успехов!  В свободное от учебы время старался, конечно, побывать на  коцертах, каких только мог, в Москве и в других городах.  В Москве я познакомился со своей женой, тоже музыкантом из Коста-Рики, она училась в Институте Гнесиных, мы оформили наш брак в посольстве Коста-Рики в Москве.  На каникулах мы ездили по стране и за рубежом.  Побывали в Риге, Владимире, Туле.  Однажды в Суздальском монастыре нас остановил милиционер, проверил документы и спросил:  «А что вы тут делаете?»  В те времена нужно было иметь визу для любого передвижения за пределы 100 километров от города.    Годы, проведенные в Москве, мне позволили значительно повысить свой исполнительский уровень, а также уровень восприятия искусства, расширили горизонты и эстетические критерии.

-  Какие планы на следующий год?
-  Планируя фестиваль 2012 года, мы прежде всего работаем над расширением зоны, стараемся донести музыку до каждого уголка нашей страны.  Ищем отели с хорошими залами, я лично езжу и проверяю, какие там условия, хорошая ли акустика.  Также прослушиваем тысячи компактных дисков, которые нам присылают музыканты, желающие участвовать в фестивале, отбираем лучшие и самые интересные.  Продолжаем развивать и расширять понятие классики, раздвигать границы, включая в перечень классических произведений не только европейскую музыку, но также и произведения из других частей света.  И, главное, стараемся поддерживать высокое качество фестиваля, который за долгие годы  успел заслужить престиж серьёзного культурного мероприятия и помогает также возвышать престиж нашей страны как важного культурного центра Латинской Америки.  
 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий