Татьяна всегда хотела стать зубным врачом, но, к сожалению, приобрести эту специальность в Коста-Рике не позволяло материальное положение. При первой же возможности Татьяна уехала учиться в СССР – в город Львов на Украине. Там она смогла не только стать квалифицированным стоматологом, но и вышла замуж, родила дочь и поработала в Москве с американскими специалистами. Затем её путь лежал в Боливию, на родину мужа. Сейчас Татьяна заведует клиникой в Трес Риос и предлагает свои услуги всем нуждающимся в стоматологической помощи.
Татьяна Бадийя родилась и выросла на Карибском море, в порту Лимон. В 11-летнем возрасте она осталась без отца, а вскоре умерла и её мать. С юного возраста с помощью Бога Татьяна сама идёт по жизни.
- Татьяна, почему у вас русское имя?
- Сейчас в Коста-Рике очень много русских имён: Татьяна, Соня, Катя, Наташа. Но когда я родилась, никто их не знал. Еще в 40-е годы мой отец познакомился в Сан-Хосе с одной русской девочкой по имени Татьяна. Она была очень красивой! Но потом они больше не виделись. Я родилась на святую неделю, и все родственники хотели дать мне библейское имя, но отец настоял на имени Татьяна. Вот и получилась Татьяна Рут.
- А как произошло, что вы такая беленькая, родились в Лимоне, где в основном темнокожее население?
- Это тоже интересная история. Лимон во времена колонизации относился к «ничейной» зоне, где было удобно скрываться. Ещё в начале века моя бабушка со стороны матери попала в Лимон, убежав от злого нелюбимого мужа, а мой отец поселился там, спасаясь от политических преследований в период гражданской войны. Среди моих предков были итальянцы и испанцы, поэтому я такая белокожая, «нетипичная».
- Вы рано потеряли родителей?
- Да, мне выпала тяжелая судьба. Отец умер, когда мне было 11 лет, а мать заболела раком. Когда я уезжала на учебу в Советский Союз, она уже была тяжело больна, но не сказала мне об этом, потому что очень хотела, чтобы я выучилась за границей и стала специалистом. Она умерла через полгода, но по ее просьбе мне никто не сообщил об этом. Мать боялась, что я прерву учебу и вернусь. Только в конце того года мне пришло письмо с извещением о её смерти. Но я всё равно знала, что она умерла, однажды во сне она явилась ко мне, чтобы попрощаться.
- Это мистическая история! Вы религиозный человек?
- Да, я принадлежу к евангелистской вере и регулярно посещаю церковь. В своей клинике всегда вывешиваю изречения из Библии на видном месте, они духовно поддерживают меня и моих пациентов.
- А теперь о специальности. Говорили, что в советские годы стоматология была на очень низком уровне.
- Нет, это не правда. Академическая подготовка студентов была очень хорошей и всё, что касается медицинской теории, преподавалось на высоком уровне. Я училась на Украине с 1985 по 1991 год и считаю себя хорошо подготовленным специалистом. Но в эти годы проблема была в отсутствии хороших материалов. Часто врачам приходилось ставить своим пациентам пломбы и коронки из низкокачественных и неэстетичных материалов, и они скоро выпадали и ломались. Конечно, люди были недовольны. Но врачи в этом не были виноваты, они тогда не имели возможности покупать материалы за границей, и частная стоматологическая практика была строго запрещена. Людей сажали в тюрьму, если соседи доносили, что кто-то оборудовал в своей квартире стоматологический кабинет. Уверена, что сейчас дело обстоит намного лучше.
- Сейчас есть всё, но цены не позволяют этим пользоваться.
- Да, это отрицательное влияние капитализма. Поэтому мы в своей клинике не вздуваем цены, а берем ровно столько, сколько стоит работа. Наша клиника обслуживает простых людей, которые живут в этом районе. Мы никого не хотим видеть беззубым, все должны ходить с широкой улыбкой!
- Эта клиника ваша собственная?
- Нет, она принадлежит евангелистской церкви. Я не плачу за помещение, мебель и оборудование. Но отдаю церкви 60% ото всех доходов.
- Какие услуги оказывает ваша клиника?
- Всё самое основное: реставрацию зубов (лечение кариеса), удаление, чистка, отбеливание, лечение нервов (только на передних зубах), изготовление коронок и мостов из металла, фарфора, керамики и различных видов протезов из современных материалов. Мы принимаем и взрослых, и детей. Я занимаюсь лечением, а протезирование – обязанность моего коллеги. У нас есть стоматологическая лаборатория и отличный техник с большим опытом (Эрик Рохас). В будущем планируем внедрить услуги по имплантации зубов, с участием специалистов, но пока ещё нет нужного оборудования. Эта клиника новая и здесь нет особой роскоши, так что тем, кто в первую очередь смотрит на внешний вид, тут не понравится. Но здесь, конечно, поддерживаются необходимые параметры стерилизации и чистоты, в соответствие с требованиями Министерства здравоохранения. И мы поддерживаем умеренные цены, так как наша цель – обслуживание широких слоёв населения.
- А где вы работали до этого?
- В основном в больших клиниках, где нанимают врачей и других работников здравоохранения. Сначала в Эскасу, потом в центре Сан-Хосе, также в Канадской клинике в Ломас де Айярко. Эта клиника в Трес Риос – моя первая самостоятельная работа, которую я выполняю вот уже два года. Но мы с дочкой живем в Коста-Рике только с 2000 года. До этого мы жили в Боливии, на родине мужа. Там я смогла признать свой диплом и работала по специальности, это мне послужило хорошей практикой. Но самую полезную практику я получила ещё на Украине и в России. После окончания университета я осталась во Львове ещё на четыре года, так как мой муж должен был закончить свою учебу. Пошла там в Адвентистскую церковь, поскольку мой муж был адвентистом. При церкви была своя стоматологическая клиника (первая частная клиника, которую разрешило открыть украинское правительство в этом городе), и мне помогли устроиться туда на работу. А в 1993 году, уже после Перестройки, меня послали на курсы в Москву, тоже по линии церкви. Мы с русской помощницей – зубным ассистентом – получили стажировку в сверхсовременной клинике, где работали русские, а также приглашенные американские специалисты. Это мне помогло значительно повысить свою квалификацию.
- Чем отличается американская стоматология от русской?
- Медицинская база, конечно, очень сходная. Что их различает, это технический подход. У американцев все процессы очень детально разработаны и стандартизированы, всё делается в строгом порядке. Кроме того, у них столько оборудования! Во Львове всё было намного проще, причем ничуть не хуже по качеству. В американской практике, так же как и здесь, в Коста-Рике, на каждом шагу используется специальный аппарат или инструмент, не столько работаешь «руками и ногтями», сколько машиной. И материалы, конечно, очень разнообразные и очень высокого качества, это облегчает работу.
- Вы успели пожить в разных странах. У вас, наверное, остались там друзья?
- Да, я всегда была очень общительной. Во Львове я подружилась не только с украинцами и русскими молодыми людьми, но и с африканцами, арабами, индийцами. Общение с представителями разных культур и религий обогатило. Мы до сих пор переписываемся. Мне бы очень хотелось побывать снова во Львове. В Боливии у меня тоже остались родственники и друзья; мой муж, к сожалению, погиб в автомобильной катастрофе. В прошлом году мы с дочкой совершили поездку в Боливию Марианна снова открыла для себя эту страну, где жила в детстве. Мы постоянно поддерживаем связь с родственниками мужа и с друзьями.
Татьяна с дочкой в Боливии - город Кочабамба
- И в заключение, что бы вы хотели передать нашим читателям?
- Хочу сказать, что милости просим в нашу клинику, которая находится в Сан-Дьего де Трес Риос, по дороге на Картаго. Адрес клиники: от футбольного поля Сан-Дьего 1 км на юг, напротив хозяйственного магазина ELE-CE, большие коричневые ворота. Желательно позвонить заранее по телефону 2279-7741. До встречи!
Комментариев нет:
Отправить комментарий