Ю.В. Хлебников, советник посольства Российской Федерации в Коста-Рике, родился и вырос в Литве, в интернациональной семье: отец – русский, мать - литовка. В результате событий 90-х, ему и его семье, как и многим тысячам советских граждан, пришлось покинуть родные места, бросить свою работу, друзей, всю прежнюю жизнь и поселиться в России. Он считает, что распад Советского Союза не был ни естественным, ни неизбежным, как многие хотят это представить теперь. Он вновь возвращается к тем событиям 1990-1991 годов в Вильнюсе, чему он был очевидцем, и советует читателям делать свои выводы.
В прошлогодних номерах Русской Газеты мы не раз поднимали тему о событиях 20-летней давности. Перестройка М. Горбачева, распад Советского Союза и смена социально-экономической системы оказали огромное влияние на всех и на каждого жителя нашей Родины, даже на нас, проживающих далеко от её границ. Стараясь понять глубже сущность происходящих событий, мы попросили советника посольства Российской Федерации в Коста-Рике Юрия Владимировича Хлебникова рассказать о тех днях, когда он жил в Литве и был непосредственным свидетелем многих важных событий.
- Юрий Владимирович, объясните, пожалуйста, почему вы не согласны с официальной версией «неизбежности» распада Советского Союза.
- Я считаю, и это моё личное мнение, что у литовцев – не знаю, как у других народов, населявших тогда СССР – не было никаких объективных причин, чтобы отделяться от Советского Союза. Они всегда жили зажиточно, спокойно, у всех были свои машины, ездили по хорошим дорогам, было изобилие высококачественных продуктов питания, не наблюдалось никакой напряженной обстановки. Я в молодости ездил со стройотрядом по литовским селам и видел это своими глазами. Республике выделялись крупные капиталовложения из союзного бюджета на возведение больших современных портов и машиностроительных заводов, объектов энергетики (чего, например, стоила одна лишь Игналинская АЭС), на механизацию сельского хозяйства. Ни национальная культура, ни язык не притеснялись, так как 90% всех СМИ выходили на литовском языке, было множество литовских школ и университетов, развивалась национальная наука. Я сам наполовину литовец, и я никогда не чувствовал на себе ни дискриминации, ни национальной вражды.
- Расскажите подробнее, пожалуйста, как жила ваша семья в советские времена.
- Сейчас литовские националисты называют Россию «оккупантом», считая, что в 1940 СССР оккупировал Прибалтику. При этом забывают (так им удобнее) о Договоре между СССР и Литовской Республикой о вступлении Литвы в состав Советского Союза от 3 августа 1940 года. Тогда в Москву выезжала делегация депутатов Сейма независимой Литовской Республики во главе с Председателем Сейма Ю. Палецкисом, и нет исторических свидетельств того, что этот договор подписывался, как говорят, «под дулами автоматов». Да, на территории Литвы в советские времена находились советские военные части, как, впрочем, и по всей территории Союза. Но русские люди не вели себя как оккупанты, мой отец не был оккупантом! Он родом из Кировской области, воевал на фронте во время Великой Отечественной войны. Когда в конце войны был ранен в Восточной Пруссии, попал в госпиталь в городе Каунасе. Уже в конце службы, один из сослуживцев, литовец, предложил ему перевести мать и сестру в Литву и жить в его большом доме в городе Каунасе (тогда люди были искреннее и добрее). Затем отец устроился на работу на завод, ремонтировал моторы, познакомился и женился на моей матери-литовке. После войны в республику приехало много специалистов со всех уголков СССР, чтобы строить порты, дороги и заводы, разве оккупанты так себя ведут? Во времена СССР государственные планы были направлены на гармоничное развитие всех отраслей промышленности и сельского хозяйства. Да, это так, что из-за недостаточного внимания к производству товаров широкого потребления и низких доступных цен были и очереди, и дефицит хорошей обуви, модной одежды, косметики, современных электробытовых приборов. Очень жаль, что тогдашнее руководство страны все это игнорировало долгие годы. Зато сейчас, когда Литва стала членом Европейского Союза, от неё требуют свертывания сельскохозяйственного производства, так как существует жесткая конкуренция со стороны Испании и Португалии... Это очень обидно, потому что Литва всегда была житницей Прибалтики, её образцовые колхозы и совхозы славились по всей стране.
- Что произошло в 1990-1991 годах, почему Литва оказалась первой республикой, объявившей себя независимой от Советского Союза?
- Я совершенно убежден, что всё это было хорошо спланировано, финансировано и умело спровоцировано, какие-то чуждые нам силы разожгли национальную вражду, причем эти процессы начались с 1987 года одновременно во всех трех балтийских республиках: Эстонии, Латвии и Литве. С приходом к власти М. Горбачева и объявлением в стране гласности началось движение интеллектуалов за чистоту литовского языка, которое затем переросло в перетолкование исторических событий, разоблачения ссылок и репрессий в сталинские времена (как будто только литовцы подвергались репрессиям в те времена!). Затем начались требования экономической самостоятельности республик от союзной социалистической экономики. Была создана общественная организация «Саюдис» («Движение») в поддержку перестройки в Литве. Проходили конгрессы, съезды и многотысячные демонстрации, были переименованы многие улицы и площади, уничтожалось все, что было связано с советским периодом в Литве. Не гнушались даже памятниками советским войнам-освободителям. Весь этот сценарий уже раньше был успешно приведен в исполнение в Польше, где победила «Солидарность». Раскачивание государственных устоев проходило безнаказанно под лозунгом «поддержки перестройки», это дезориентировало М. Горбачева. Постепенно стали появляться старые литовские флаги рядом с советскими флагами, а там и местные ячейки новой власти, отряды охранников с зелеными повязками. Например, при попустительстве центральных властей СССР в Литве создали Министерство охраны края (свое Министерство Обороны), Департамент госбезопасности и т.д. и т.п. Может ли уважаемый читатель представить нечто подобное, например, в одном из штатов США? Какова бы была судьба после всего этого губернатора штата? Тогда же в республике было настоящее двоевластие. Я сам видел, как по улицам вдруг начали ходить крепкие ребята с охотничьими винчестерами, на груди у них висели патронные ленты.
На крупных предприятиях Вильнюса, Клайпеды, где большинство рабочих были русскими, поляками, белорусами, люди сразу поняли, что дело шло к отделению. Они тогда тоже начали создавать свои добровольные дружины, появилось Социалистическое движение в поддержку перестройки «Единство-Venybe-Jednoscz». К счастью до открытых столкновений этих политических сил дело не дошло, но напряжение росло. Все это время по радио и телевидению шла оголтелая агитация против «русских оккупантов», и СССР начали представлять как «врага литовского народа». Тогдашнее еще советское руководство Литовской ССР, компетентные ее органы направляли огромное количество обличительных документов в Кремль о развитии ситуации, ожидая каких-либо ответных действий со стороны союзного правительства, но М. Горбачев бездействовал. Я лично считаю, что большая доля вины за развал Советского Союза лежит именно на нём как главе советского государства. И не я один так считаю. Он приехал в Литву только когда Коммунистическая партия Литвы объявила об отделении от КПСС, но ничего сделать уже не смог, и позорно уехал ни с чем. Центральная власть в СССР к этому времени была уже слишком ослаблена.
В результате на заседании «просаюдистски» настроенного Верховного Совета Литовской ССР 11 марта 1990 года был принят Акт восстановления независимости Литвы. Кульминацией же оказались события в январе 1991 года, когда союзное руководство, наконец-то, потребовало отмены антиконституционных актов и восстановления действия советской Конституции; в Литву были направлены бойцы спецподразделения «Альфа» и других воинских частей. 13 января 1991 года при штурме телевизионной башни погибло 15 безоружных человек, свыше 600 было ранено. До сих пор считалось, и это всегда спешили подчеркнуть «демократические» СМИ России, что эти люди были жертвами атаки советских войск. Однако как тогда, так и сейчас военное руководство операцией заявляет, что советские солдаты и танки были вооружены холостыми патронами и танковыми «хлопушками» . Литовский политолог, лидер Социалистического народного фронта Альгирдас Палецкис недавно заявил, что у него есть неоспоримые факты – выписка из судмедэкспертизы – которые показывают, что многие смертельные ранения прошли по траектории сверху-вниз, а значит стреляли из окон окружающих площадь зданий, где не было советских солдат. Кроме того, в телах погибших были найдены охотничьи патроны мелкого калибра, которые не использовались в советской армии. Судя по его словам, предстоит ещё разобраться, чтобы понять, кто именно убил этих людей 21 год назад, и возможно, признать, что «свои стреляли в своих». http://www.regnum.ru/news
Альгирдас Палецкис
- Западные идеологи приветствовали отделение советских республик от России как «освобождение народов от русского ига». Вы согласны с этим мнением?
- Ни в коем случае. Может быть, крупные республики, такие как Украина и Белоруссия, смогли, более или менее, наладить свою экономику, но небольшие страны Прибалтики, в том числе Литва, оказались в плачевном состоянии: у них нет таких природных ресурсов, как у России, ни нефти, ни газа. Из тех крупных предприятий машиностроительной и радиоэлектронной промышленности, которые в советское время производили продукцию высокого качества, сейчас ни одно не работает, их превратили в склады или используют отдельные цеха для производства, например, электрических выключателей, розеток и другой подобной «высокотехнологической» продукции. Многие русские специалисты из страны вскоре уехали, морально не выдержав обстановки «национального подъема». Другие вынуждены были переквалифицироваться в «челноков», третьи в еще кого угодно. Так что управлять предприятиями теперь некому, да и без прежних кооперационных связей, ни к чему. Даже сельское хозяйство, некогда процветающее, как я уже говорил, находится в полном загоне, и Евросоюз платит сельским хозяевам дотацию, чтобы они свернули всю продукцию. Старые советские трактора стоят неисправные, так как нет запчастей, заросли травой доверху, а основной движущей силой в деревне теперь является... лошадь, как некогда в предвоенной, независимой Литве! Многие земельные участки пустуют: земля роздана потомкам бывших ее хозяев, большинство которых давно являются городскими жителями и не собираются заняться тяжелым крестьянским трудом, ожидая, что кто-нибудь возьмет эту землю в аренду. Кроме того, с конца 2011 года в Литве начался и банковский кризис, в результате чего национальные банки сейчас попали в полную зависимость от банков скандинавских стран. http://www.regnum.ru/news
Литву сейчас нельзя назвать даже нейтральной страной по отношению к России. По сути, нормальных отношений нет, нынешнее руководство Литвы использует любой предлог, чтобы начать конфликт. Вот не так давно снова выступили с требованием «компенсации за оккупацию». Экономическая обстановка в стране настолько непростая, что половина населения – особенно молодые люди – эмигрировала в Англию, Германию и другие европейские страны, так как у себя в стране они не нашли никакой работы. Я сам встретил в Голландии одну молодую рижанку, она искала клиентов на одной из улиц в квартале «красных фонарей»... Мне тоже в 1992 году пришлось уехать со всей семьей, бросить своих друзей, работу, всю свою прошлую жизнь; теперь живу в Калининграде. Полагаю, что миллионы советских граждан пострадали от этого «развода», выиграли лишь национальные элиты и их обслуживающие лица. Несомненно, события 90-х годов прошлись жутким плугом через души многих моих сограждан.
Комментариев нет:
Отправить комментарий