1 февраля Маша Рамирес Кирющенко вместе с 400 товарищами из «Гербалайфа» на нескольких автобусах отправились в Панаму на большой сбор. Но добраться до места назначения им удалось только поздно вечером, 3-го числа. Два дня они потеряли, стараясь прорваться через баррикады, установленные индейцами на всех дорогах.
«Мы только пересекли границу и проехали несколько километров, а дальше двинуться не смогли. Оказывается, еще накануне индейцы решили в знак протеста перекрыть дороги. К ним присоединились водители, которые поставили свои фургоны поперек шоссе» - рассказала Маша.
Потеряв надежду договориться с правительством, индейцы племени Нгобе-Буглé решили прибегнуть к крайним мерам. Одетые в красочные национальные одежды, с палками и камнями в руках, они грозно встали на пути машин, готовые грудью защитить родные земли.
«Правительство Панамы отменило одну статью в законе, в которой говорилось о специальном охранном режиме природных ресурсов на территории районов, заселенных индейцами. Эти земли продали частным фирмам для разработки медных приисков и строительства гидроэлектростанции. При этом коренным жителям, занимавшим эти земли веками и тысячелетиями, было предложено... просто убираться вон!» - так объяснила Маша сложившуюся ситуацию.
Индейский вождь - Сильвия Каррера
Так как движение на дороге прекратилось, пассажирам пришлось ночевать в автобусе. «Было очень неудобно, жарко, душно, некоторые легли на пол». Наутро положение не изменилось. Среди интернациональной толпы, где были костариканцы, панамцы, сальвадорцы, гватемальцы и люди других национальностей, кое-кто развел костры и принялся варить рис и фасоль, а Маша с друзьями отправились на поиски цивилизации. В 4-х километрах оказался небольшой поселок с «рестораном» местного масштаба. «Поели там жирную и пересоленную пищу. Другой не было». Семья, обслуживающая ресторан, предложила путникам бесплатно туалет, напитки, а позже – и душ у себя в доме. Погода стояла жаркая. Рядом с рестораном находился, как водится, местный супермаркет. «Вскоре люди выпили всю воду, и на полках не осталось ни одной бутылки!» К этому времени телевидение в Коста-Рике уже сообщило о событиях в Панаме, родители начали беспокоиться. «Хорошо, что у меня был мобильный телефон фирмы «Кларо» - рассказала Маша, - и я смогла связаться с Сан-Хосе, успокоила маму. У кого были телефоны электрического института, остались без связи». После обеда стали совещаться, что делать дальше. Из «гербалайщиков» никто не хотел возвращаться домой, уж очень сильным было желание поучаствовать в трехдневных курсах повышения квалификации, на которых должно было собраться 10 тысяч распространителей со всей Центральной Америки! Ведь привилегию поехать в Панаму – вместе с бесплатным проездом – получили далеко не все агенты. Но водители автобусов, к сожалению, не пожелали участвовать в авантюре и уехали обратно в Коста-Рику.
«Народу на дороге было очень много, кое-кто возвращался, но большинство надеялось на скорое разрешение конфликта. Стали появляться местные автомобили и автобусы. Мы договорились с одним шофером, у которого был 17-местный микроавтобус, чтобы он отвез нас в два приема объездным путём в город Давид, где был аэропорт». Радость путешественников оказалась преждевременной: заставы стояли и на просёлочной дороге. Неужели так ничего и не получится? «Среди нас была одна женщина-костариканка, темненькая, внешне похожая на местных жителей, да еще надела цветастую блузу, - рассказывала Маша. - Она набралась храбрости и пошла разговаривать с вождем. Как-то ей удалось убедить его, что мы были не торговцы, не собирались ничего продавать, ни покупать, а только участвовать в семинаре. Вождь поверил, даже угостил стаканчиком чичи – местной самогонки. Хотя вкус был и отвратительный, женщина мужественно улыбалась и благодарила. Так он сделал для нас исключение, и мы смогли проехать. «Счастливого пути!» - кричали нам вслед индейцы. А потом они пропустили и вторую группу наших людей».
В маленьком аэропорту Давида собралось около семисот человек, слышалась речь на всех языках. Пришлось ждать несколько часов, и, наконец, группа села на самолет – который также оплатил “Гербалайф” – и вскоре прилетела в столицу, город Панаму. Было уже 1 час ночи. «Мы повалились спать голодными, нам уже было не до еды. Но, всё-таки, смогли участвовать в курсах, хотя и опоздали на один день”.
Обратная дорога тоже была не легкой. Вернувшись в Давид, пришлось самим оплачивать дальнейшую часть пути, и лишь на границе костариканцы смогли сесть в автобусы, оплаченные “Гербалайфом” за весь маршрут. В результате этих событий поездка, рассчитанная на четыре дня, растянулась на целую неделю.
Сотни костариканских туристов находившихся в Панаме оказались в ещё более неприятной ситуации. Добравшиеся через несколько дней домой люди рассказали, что большинство из них провело 4 дня без еды и даже без питья, а кое-кто вообще не смог выбраться, попав в плен к индейцам, которые их отвезли заложниками в лес. Президент Коста-Рики Лаура Чинчилья распорядилась послать в Давид специальный самолет с санитарами «Красного креста», который постепенно вывез всех костариканцев.
Что касается панамских событий, то в течение последующих дней борьба продолжалась. Против индейцев выступили отряды полицейских, которые пустили в ход слезоточивые газы, было немало раненых и даже три человека убитых. Только 7 февраля воюющие стороны, наконец, сели за стол переговоров. Правительство обещало снова обсудить в парламенте спорную статью закона. La Nación
Комментариев нет:
Отправить комментарий