Газета русской общины в Коста-Рике - Periódico de la comunidad rusa en Costa Rica

На этих страницах вы можете почитать много интересных и познавательных статей об этой замечательной маленькой стране - Коста-Рике - и о жизни здесь наших людей.

En estas páginas ustedes pueden leer muchos interesantes artículos sobre la gente rusa en Costa Rica y las noticias de Rusia.

среда, 11 апреля 2012 г.

ГАЗЕТА № 43. Март 2012 г. Статья 6. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ КОСТА-РИКОЙ И РОССИЕЙ



Антонио Варгас Кампос

Дипломатическим   отношениям между Коста-Рикой и Россией в этом году исполняется 140 лет.   Согласно документам, находящимся в костариканских архивах, первые дипломатические контакты с правительством царской России были предприняты в период правления генерала Томаса Гвардия Гутиеррес.  В мае 1872 года этот президент направил письмо Царю Николаю II, в котором сообщил о своём вступлении на главный пост в правительстве Коста-Рики.   Начиная с этого года, костариканские правители поддерживали протокольную корреспонденцию с царской империей, которая продолжалась до начала ХХ века.  Между обоими правительствами поддерживались дружественные и сердечные отношения.

Эта связь, хоть и незначительная, позволила Коста-Рике начиная с 1912 года назначить своего генерального консула в Санкт-Петербурге.  Создание консульского поста с проживанием в этом городе было вызвано соображениями коммерческого характера и произошло по инициативе Мориса Борисовича Бернштейна, купца первой гильдии.

В начале 1917 года Коста-Рика признала Временное правительство России, но не высказала никакого мнения по поводу большевистской власти, которая установилась в конце этого же года.  Дипломатическое отдаление Коста-Рики стало заметно, начиная с 1920 года, когда тогдашний президент Хулио Акоста Гарсия отказался посылать Советскому правительству своё письмо с сообщением о вступлении на пост президента республики.  Что касается М.Б. Бернштейна, то его имя продолжало упоминаться в некоторых официальных документах Министерства внешних связей Коста-Рики.  Этот факт интересен, так как правительство Коста-Рики не поддерживало в то время дипломатических отношений с Советским правительством.

Начиная с 1924 года, началось широкое признание «де юре» Советского государства.  Это изменение позиции было обусловлено следующими международными и внутренними факторами:  поражением основных антисоветских группировок, различными мерами, предпринятыми страной, чтобы преодолеть послевоенную разруху, провалом иностранной военной интервенции, давлением, оказываемым международной компанией за дружбу и солидарность с СССР, а также профессионализмом советских дипломатов в налаживании отношений с каждой страной.

Как и во всех странах мира, костариканское  население разделилось на сторонников и противников нового государства. Кроме организованных рабочих групп и интеллигенции, были здесь такие персонажи, как генерал Хорхе Волио Хименес, который с трибуны конгресса в 1928 году призвал установить дипломатические отношения с Советской страной.  Но из-за общей антибольшевистской атмосферы, царящей среди широких слоев населения, и политико-идеологической позиции костариканских правителей это предложение не было принято во внимание.

В тридцатые годы советское правительство проявляло интерес к расширению своих внешнеэкономических связей. В марте 1932 года при посредстве Южамторга, торгового учреждения СССР, расположенного в Монтевидео, столице Уругвая, было сделано предложение по обмену костариканских сельских продуктов на нефть.  Костариканская пресса того времени нашла приемлемым это предложение взаимного торгового обмена, так как посчитала его выгодным для национальной экономики.  Тем не менее, в эти годы удалось только наладить поставку в Коста-Рику советских спичек, да и то в ограниченном количестве.

Хотя со стороны официальных кругов не предпринимались конкретные меры к стабилизации отношений с СССР, среди широких слоев костариканского населения началось движение за его признание и установление дипломатических отношений между двумя странами.  «Комитет друзей Советского Союза», который пользовался активной поддержкой со стороны «Партии Народного Авангарда» (коммунистической ориентации), встал во главе этого движения.  В июле 1943 года этот Комитет был оформлен официально.  Среди основных целей его деятельности было информирование через средства массовой пропаганды (печать и радио) местного населения о советской стране с надеждой на установление дипломатических отношений с СССР и работа по нейтрализации антикоммунистической и антисоветской пропаганды в Коста-Рике.

Проблема дипломатического признания СССР серьезно озаботила костариканское правительство и оно предпочло проконсультироваться с министерствами иностранных дел других стран Центральной Америки относительно дальнейшей политики, чтобы прийти к общему решению. 

Благодаря народной поддержке деятельности вышеупомянутого «Комитета друзей» и улучшению образа СССР после роспуска «Коминтерна», президент Теодоро Пикадо Михальский, следуя курсу, проложенному бывшим президентом Рафаэлем А. Кальдероном Гвардия, решил в 1944 году начать в Мексике переговоры об установлении дипломатических отношений с Советским Союзом. В результате обмена официальными нотами между костариканским послом Карлосом Хинеста Муньос и советским послом Константином Уманским 8 мая того же года оба государства объявили о своём согласии установить нормальные дипломатические и консульские отношения и назначить соответствующих чрезвычайных и полномочных послов.  

Константин Уманский (справа)

Заняться официальными делами Коста-Рики в СССР было доверено послу Мексики в Москве Луису Кинтанилья дель Валье, а советскими делами в Коста-Рике – Константину Уманскому.  Во время своего первого официального путешествия в Коста-Рику 25 января 1945 года этот дипломат вместе с сопровождающими его лицами погиб в авиакатастрофе, которая произошла при взлете самолета.  Существует несколько предположений о причинах этой трагедии.  

(Продолжение в следующем номере)

Комментариев нет:

Отправить комментарий