Домашняя молитва, воскресная служба, ежедневное чтение Священного
Писания… Иногда то, что раньше было обычным и очевидным, перестаёт быть таковым
в другое время. Потрясения двадцатого века, до неузнавания изменившие облик
России, оборвали связь поколений, и мы, потомки и наследники Святой Руси,
растерявшие её духовное наследие, задаемся теперь многими вопросами. Кто-то,
считая себя верующими и даже православными, вполне удовлетворяeтся одним только фактом крещения в детстве и неким
религиозным ощущением, в жизни других действительно появился Бог, но и те и
другие часто задают одни и те же вопросы: Зачем молиться? Зачем ходить в Храм?
Зачем мне церковь, если «бог» у меня в душе́?
Прежде всего, давайте вспомним, что само Евангелие свидетельствует об
особом благоговейном отношении Христа к Храму. В субботние дни Он проповедовал
и исцелял в молитвенных домах иудеев - синагогах, а в великие праздники
приходил в Иерусалим, и был в Храме, удаляясь в пустынные места помолиться Отцу
Своему наедине в иное время. Также поступали в дальнейшем и Его ближайшие
ученики – Апостолы, особо выделяя день, в который воскрес Христос –
воскресенье. В этот день все христиане собирались вместе, совершая Литургию,
как заповедал Господь, молились, поучались в божественных заповедях.
Продолжая апостольскую традицию, Православная Церковь чтит каждый
воскресный день, являющийся для нас малой Пасхой, и повсеместно совершает в
этот день Божественную Литургию, собирая всех своих чад вокруг этого великого
таинства. По слову Христа, именно участие в Литургии становится залогом вечной
жизни, позволяет Богу войти в сердце человека, в его душу. Таинства, данные
Богом и совершаемые в Церкви: крещение, миропомазание, покаяние возрождают человека к новой жизни, подают
прощение, утешение и помощь от Господа в любых обстоятельствах, учат молитве,
вводят человека в неведомую доселе духовную реальность.
Духовность вне Церкви всякий раз оборачивается прельщением (гибельным
самообманом), ибо личная духовность, а также духовный мир, окружающий человека,
и духовный мир Божий - вовсе не одно и то же. По слову апостола, именно Церковь
является столпом и утверждением Истины, будучи таинственным Телом Христовым.
Именно поэтому истинная духовная жизнь, ведущая ко Христу, является достоянием
Церкви и её чад. Удаляющийся от Церкви и желающий «веровать в душе́» удаляется
от Бога. Разве можно быть замужем только «в душе́», или быть «в душе́» отцом?
Может ли вера в Бога быть своеобразным монологом, без внимания к воле Того, в
Которого веруешь? Говоря, что наша вера - это наше личное дело, действительно
ли мы верим в реальность Того, о Ком говорим, и Которому отказываем в праве
вмешательства в нашу жизнь?
Сокровище апостольской христианской веры не просто бережно хранится в
Православной Церкви, но приумножается, раскрываясь в богослужениях и таинствах,
глубоком понимании Священного Писания, проявляясь в житиях многочисленных
святых древности и наших дней. Литургическая или богослужебная жизнь
Православной Церкви позволяет верующему прикоснуться к этому бесценному дару и
самому сделаться причастником вечной жизни и любви во Христе. Именно поэтому
православный храм, как место, особым образом предназначенное для богослужения,
делается для верующих центром духовной жизни, и желающий прикоснуться к ней не
пройдет мимо него.
Священник Дмитрий Кулаков
Комментариев нет:
Отправить комментарий