Газета русской общины в Коста-Рике - Periódico de la comunidad rusa en Costa Rica

На этих страницах вы можете почитать много интересных и познавательных статей об этой замечательной маленькой стране - Коста-Рике - и о жизни здесь наших людей.

En estas páginas ustedes pueden leer muchos interesantes artículos sobre la gente rusa en Costa Rica y las noticias de Rusia.

суббота, 21 сентября 2013 г.

ГАЗЕТА № 60. Сентябрь 2013. Статья 4. ГОСТЬ НОМЕРА. Долгожительница Ольга Ивановна Прожогина




Ольга Ивановна, прожив сто лет,  вспоминает своё голодное детство сначала в Сибири, потом на Украине, годы, проведенные в детском доме, учебу, замужество, трудные годы войны, рождение детей, свою ответственную работу в Совете Министров УССР, рождение внуков и правнуков и, наконец, переезд в Коста-Рику.

«Я прожила сто лет! Это очень много! Я видела много хорошего в своей жизни и много плохого, всегда помогала людям, чем могла, и очень любила животных» - сказала Ольга Ивановна, поднимая бокал в честь своего 100-летнего юбилея, окруженная родными и друзьями.  Она нам рассказала, с помощью дочери Алисы, о своей жизни, в которой отразилась жизнь всей нашей страны.

Ольга Ивановна родилась в Сибири, в городе Омске.  Её отец был из Латвии, музыкант, он играл на флейте.  Еще до революции он приехал в Сибирь на гастроли с группой музыкантов, влюбился в Ольгину маму и остался жить в Омске.  В семье родилось восемь детей!  Как музыкант-флейтист, отец не мог заработать на всё большое семейство, тогда он устроился машинистом на железную дорогу, водил поезда в Китай. Зарабатывал хорошие деньги по тем временам.

Когда пришла Советская власть в 1917 году, у отца национализировали все денежные сбережения, которые он хранил в банке на «черный день». Такой стресс да плюс еще простуда на охоте его очень подкосили – он заболел воспалением легких и умер в возрасте 42 года.  Мать осталась в тяжелейшем положении – на ее руках 8 детей и никаких средств к существованию. Хорошо, что была корова, но со временем и ее пришлось продать. Мама Ольги очень любила Украину, хотя ни разу там не была – очень странная любовь, на каком-то подсознательном уровне.  И вот она собирает детей и едет на Украину в начале 1920-х годов. Она думала, что теплый климат, изобилие овощей и фруктов помогут ей поднять на ноги детвору.  Там она смогла определить нескольких детей в Крыжопольский детский дом. Среди них была и Ольга. 

Здесь, на благодатной винницкой земле под теплым солнцем юга Украины, Ольга провела 5 лет, вспоминая с благодарностью своих учителей и милый персонал, который с любовью заботился о сиротах революции. В эти годы старшая сестра Ольги – Надежда - вышла замуж и спустя несколько месяцев вместе с мужем решила забрать маму и младшую сестру Ольгу в свою семью, в Киев. Ее муж к тому времени занимал должность министра шоссейних дорог Украины, и молодой семье было не в тягость прокормить еще пару родных людей.

Ольга закончила семилетку и в 16-летнем возрасте устроилась работать в типографию.  В 1932-1933 годах на Украине был сильный голод, на улицах Киева лежали полуголодные, обессиленные крестьяне, приходившие из сел в столицу в надежде найти работу или какое-то пропитание. Многие просто умирали на улице. Ольга помнит то время, когда, возвращаясь вечером с работы, приходилось «перешагивать через трупы». 

Украина, которая всегда славилась своим прекрасным климатом и лучшими плодороднейшими черноземами в мире, оказалась в отчаянном положении.  В процессе сталинской политики «раскулачивания» были национализированы самые успешные хозяйства, а их трудолюбивые хозяева сосланы в Сибирь.  Постоянные перегибы в аграрной политике в результате привели к разрушению сельского хозяйства, превратив Украину из житницы Европы в голодный край. Особенно пострадали зерноводство и животноводство. В ходе выполнения плана по хлебозаготовкам весь урожай правительство забирало для снабжения центральных городов и для продажи на экспорт. Забирали даже посевной материал.  Военные ездили по селам и конфисковывали всё зерно, искали и вытаскивали даже небольшие спрятанные запасы – под угрозой расстрела.  Это был настоящий террор.  Сталин поставил военные кордоны вокруг всей Украины, чтобы голодные украинцы не беспокоили более благополучные области и города. Голодные крестьяне массой двинулись в столицу, надеясь найти там работу или как-то прокормиться, но и в городе ничего найти не могли.  В те годы только на Украине, согласно данным различных источников, умерло от 4 до 6 млн человек. В целом же по СССР умерло от голода около 7 миллионов человек (Википедия).  «Тогда люди ничего не знали об этом, говорить и писать о голоде было запрещено.  Лишь в конце 80-х и большей частью в 90-е годы прошлого столетия, уже после распада Советского Союза, многие давние секреты сталинской тирании стали достоянием общественности» - рассказала Алиса. 

В те годы семья Ольги подобрала и приютила одного мальчика-сироту по имени Федоска.  Ему устроили небольшую «комнатку» в подъезде и все соседи кормили его по очереди. Затем он стал сыном полка.  Когда Федосей вырос, он, в военной форме, навестил семью Ольги и соседей и был очень благодарен им за спасение.

В молодости Ольга также работала в Главлите, занималась цензурой печати.  Хотя она не смогла продолжить свою учебу, однако всегда испытывала жажду к знаниям. Благо, она имела доступ к книгам и много читала, очень любила искусство, не пропускала ни одну премьеру, концерт или гастроли.  Знала наизусть множество стихов, её самым любимым поэтом был и остается Сергей Есенин.  В эти годы она вышла в первый раз замуж, но этот брак не состоялся, так как муж не хотел иметь детей, а для Ольги это было неприемлемо, ведь она выросла в многодетной семье.  Так супруги вскоре развелись.  И потом один знакомый журналист пригласил ее работать помощником редактора в газету «Советская Украина» - главном печатном органе республики.  Работа в редакции была очень интересной, у них было много встреч со знаменитыми людьми.  Однажды к ним приехал Илья Эринбург, он тогда как раз только завершил свой знаменитый роман «Падение Парижа».  Также они встречались с немецким писателем Вилли Бределем, грузинской актрисой Натой Вачнадзе и многими другими.  В это время, а точнее в 1939-ом году, в газету пришел работать новый главный редактор, Василий Елиазарович Прожогин.  Ольге тогда было 26 лет.  Молодые люди сразу приглянулись друг другу и вскоре поженились.  Василий был родом из Орла, там он работал редактором газеты Центрально-Черноземной зоны.  Он не планировал переселяться на Украину, но его назначили на работу в Киев, а в те времена все назначения надо было выполнять, как военные приказы.  Прожогин был убежденным коммунистом, но не карьеристом.  Он всегда ратовал за равенство всех людей на земле, независимо от их национальности, религии или цвета кожи.  Он верил, что все люди имеют равное право на счастье, был идеалистом, строителем коммунизма, на таких людях держалась вся наша Советская страна.  Василий писал статьи о героях труда, об успехах социалистического строительства, о феномене советского человека, благодаря которому лапотная Россия в кратчайший срок вышла в мировые лидеры.  В 40-м году у них родился сын Анатолий, а еще через год началась война.

В годы Отечественной войны муж стал военным корреспондентом, редактором газеты «Вперед на запад!» 9-го мехкорпуса 3-ей танковой армии, (которая, несмотря ни на какие объективные трудности, выходила ежедневно), много ездил по фронтам, но, слава Богу, остался невредимым.  А Ольга Ивановна с сыном Анатолием была эвакуирована, как миллионы мирных жителей, и попала сначала в Саратов, а затем в Уфу.

 После окончания войны все благополучно возвратились домой, им дали хорошую квартиру в центре Киева.  В то время сестра Ольги развелась с мужем и оказалась в трудном положении; на этот раз Ольга отплатила ей добром и взяла жить к себе. Так старшая сестра и осталась в их семье до самой смерти. 

После освобождения Киева в 1943 году Ольга Ивановна продолжила работать в Совете Министров Украины, куда она поступила еще перед войной на должность инспектора секретариата Председателя Совета Министров.  Это была очень ответственная работа: в ее руках находились и хранились все секретные документы, поступавшие в высший исполнительный орган республики – все сводки, вся информация с мест, которую она сортировала и хранила в специальном сейфе, ключ был только у нее. Если начальству нужны были какие-либо документы, ее могли вызвать на работу в любое время суток, в выходной день. Всё было строго секретно, так как в сталинские годы только  положительная информация была достоянием общественности.  Всё же отрицательное - проблемы, преступления, попытки забастовок или саботажа на местах, коллективные недовольства людей – оставалось за кулисами, под грифом «Секретно» и только для узкого круга руководителей.

В те годы в госструктурах все работали по сталинскому режиму, то есть до глубокой ночи.  Если в 9 часов вечера Сталин звонил местному руководителю и никто не отвечал на звонок, это было серьезным нарушением, если не сказать преступлением.  При этом сам Сталин после обеда отдыхал, уезжал к себе на дачу в Кунцево и спал днем три-четыре часа.  Но все остальные сотрудники были лишены этой возможности, они должны были работать, не переставая, с утра и до 10-11 часов ночи.  Опоздать утром на работу на пять минут тоже считалось преступлением, за это люди попадали под суд.  Ольге Ивановне после работы приходилось возвращаться ночью домой пешком, так как в те первые годы после войны еще никакой транспорт не ходил,  шла 30 – 40 минут, каждый раз подвергаясь опасности нападения.  

А Василий Елиазарович после войны продолжил учебу в аспирантуре в Москве, в Академии общественных наук, защитил кандидатскую диссертацию. После этого занялся любимым делом, о котором всегда мечтал - преподавательской работой в Киевском государственном университете на факультете журналистики. Будучи исследователем и глубоким знатоком истории русской литературы, он основал кафедру истории русской журналистики, открывая перед будущими журналистами публицистический талант русских писателей. На лекции профессора Прожогина приходили все и всегда – явка была 100-процентной. Даже студенты с других факультетов приходили послушать его лекции. Он был одним из любимейших преподавателей, воспитавшим не одно поколение советских журналистов.  Его приглашали на работу в Москву, но он не захотел уезжать из Киева, который он очень полюбил и где была его семья.  В 1951 году родилась дочь Алиса. Сын Анатолий Прожогин закончил Сасовское летное училище и стал полярным летчиком. Прожогин-старший работал до последних дней, пока болезнь окончательно не сломила его, и никогда не думал о пенсии. Он умер в 1980 году. 

Ольга Ивановна проработала 42 года и вышла на пенсию в 1971 году.  К этому времени сын Анатолий, до беспамятства влюбленный в русский Север, работал летчиком в советском Заполярье, обслуживал научные исследовательские дрейфующие  экспедиции СП-22 (Северный Полюс), СП-23 и 24. Отработав на Севере дольше положенного, в 51 год он приехал жить в Киев. Тоскуя за своей любимой работой, так и не сумев адаптироваться к спокойной жизни пенсионера, он умер в 1999 г. в возрасте 59-ти лет.

Дочь Алиса продолжила дело отца и тоже стала журналистом, вышла замуж и родила двух дочерей.  Когда Алиса развелась со своим мужем, в семье остались только женщины.  Ольга Ивановна всю себя отдавала воспитанию внучек, а затем и правнучки.  Невзирая на возраст и травмы, она всегда старалась всё делать сама по дому и еще заботилась об остальных. 

Наступил новый век, новое тысячелетие... Жизнь семьи диаметрально изменилась, возможно, одной из первых ощутив на себе результаты глобализации и информационной революции: Алиса вторично вышла замуж и уехала в США, одна внучка – в Турцию, а затем вторая внучка, Алина, с мужем и тремя детьми приехали в Коста-Рику.  Ольге Ивановне ничего не оставалось, как тоже перебраться на американский континент, куда звала дочь.  «Маме здесь всё нравится, - рассказывает Алиса – теплый климат, обилие фруктов и овощей, красивая природа».  Правда, она уже не ходит, но в 100-летнем возрасте еще обслуживает себя почти самостоятельно.  Во всяком случае, когда Алиса уезжает из страны по своим делам, её американский муж Доминик остается со старушкой и уверяет, что это совсем не сложно…  
 
Часто Ольгу Ивановну на коляске вывозят в сад полюбоваться на цветы, жаль, что зрение в последнее время у нее уже стало сильно падать.  Но память еще в полном порядке!  Стихи Есенина она читает наизусть, бегло и с хорошей дикцией.  Ольга Ивановна 24 июля отпраздновала своё 100-летие, она не прочь пожить еще пару-тройку лет, она не унывает, весела и оптимистична, альтруист, и в этом секрет её долголетия! 




Комментариев нет:

Отправить комментарий