Луис Варгас Арайя у своего хлебного дерева
Луис Варгас Арайя уехал в СССР в возрасте 17 лет. Учился в Университете дружбы народов на
инженерном факультете по специальности
«гидротехнические сооружения». В Москве
познакомился с Ивонн Лепе, они там поженились в посольстве Коста-Рики. Вернувшись на родину, семья поселилась в
городе Лимон. Луис работает в порту в
должности начальника Отдела надзора над проектами Инженерной дирекции порта, а
Ивонн преподает в университете Коста-Рики.
Каждый на своем месте, вносят большой вклад в развитие карибской
провинции, которая по всем показателям пока сильно отстает от других провинций
Коста-Рики.
Правление Ассоциации выпускников устроило
очередное собрание в просторном доме с красивым садом на берегу Карибского
моря, где Луис живет со своей женой-чилийкой Ивонн. После собрания Луис
согласился дать интервью «Русской газете».
- Луис, вы говорите, что уехали в Москву в
17-летнем возрасте. Как же ваши родители
отпустили подростка в такую даль ?
- Да, правда, мама плакала, а когда
пришел момент расставания, даже ушла и не захотела прощаться. Ведь я впервые уезжал из родного дома, и
сразу в такую даль! Но в Москве мне
сразу очень понравилось, я быстро привык к новому режиму и культуре. Но больше всего я радовался, когда начал
понемногу общаться на русском языке, и люди меня понимали.
- Вы с Ивонн – инженеры. Наверное, учились
вместе?
- Мы учились на том же факультете,
но не вместе. Ивонн поступила в
университет на год позже, чем я. На
летние каникулы я съездил на родину, а когда вернулся в Москву, познакомился с
Ивонн. Мы быстро сошлись и в 1984 году
оформили брак в посольстве Коста-Рики в Москве.
- А почему вы решили поселиться в Лимоне? Вы
сами родом отсюда?
- Нет, я родился и вырос в городе
Пальмарес. Когда мы вернулись на родину
после учебы, это была первая работа, которую мне предложили, и я, конечно, не
отказался. Ведь работать на таком
крупном предприятии как «Правление по администрации портами и экономическим
развитием Атлантического побережья» (JAPDEVA по сокращению на
испанском языке) – это огромная удача, тем более, работа была по
специальности. Ивонн тоже вскоре
устроилась преподавателем в университет Коста-Рики, мы построили хороший дом,
так что очень довольны жизнью в этой зоне.
Правда, климат тут тяжеловатый, но мы привыкли. У нас две взрослые дочери. Одна стала
врачом-психиатром, а вторая заканчивает юридический факультет. Обе учились в
Университете Коста-Рики.
- Луис, а теперь
расскажите, пожалуйста, о порте. Нас
очень интересует проблема экономического и социального развития Лимона, а порт
– одно из его основных предприятий.
- С конца 19 века, когда была построена железная дорога между Лимоном и
Сан-Хосе, на Карибском море начал действовать первый причал, который в 1904
году уже превратился в порт. Он
предназначался в основном для экспорта кофе и бананов. В 1968 году порт был расширен и передан в
государственную собственность, а в 1979
к нему прибавился также порт Моин, который находится в 6 км на северо-запад от
Лимона. Так сформировался Портовый
комплекс Лимон-Моин (на испанском языке сокращённо CPLM), которым руководит JAPDEVA и через который проходит 80% грузов. Он был и продолжает оставаться главными
воротами страны, через которые ведётся торговля с восточным побережьем США,
Европой и странами карибского бассейна.
Порт Моин на сегодняшний день является самым крупным в мире портом по
экспорту скоропортящихся продуктов: бананов, ананасов, маниоки, тыквы, дыни,
арбузов и т.д. Также здесь загружается
100% импортной нефти для внутреннего потребления. А порт Лимон специализировался на загрузке и
разгрузке контейнеров. Когда я
вернулся в Коста-Рику, основные портовые
сооружения были уже построены. А я
принимал непосредственное участие в их последующем развитии. В те годы Коста-Рика сделала большой шаг вперед в портовом
строительстве, установив здесь первый в Центральной Америке контейнерный подъемный кран. Для тех лет это была настоящая инновация,
кран помогал разгружать с большой скоростью корабли-контейнеровозы. Но эти дни технологического прогресса, увы,
уже давно позади. Сейчас Экономическая
комиссия по Латинской Америке и Карибским странам (на испанском языке
сокращённо CEPAL
) поместила Портовый комплекс
Лимон-Моин на 13-е месте в Латинской Америке по уровню TEUS (перемещенных 20-футовых контейнеров). В порту работают два крана, поэтому часто
случаются задержки с разгрузкой судов, за что надо платить большие штрафы. Длина причалов – всего лишь 450 метров в
Лимоне и 200 метров в Моине, а глубина моря у причалов – 10-11 метров; и хотя в
2009 году углубили нефтяной причал в порте Моин до 14 метров, этого совершенно
недостаточно. Поэтому крупные
современные суда не могут заходить сюда.
Порт Лимон, как я уже сказал, принадлежит JAPDEVA. К сожалению, многолетнее давление
экономически сильных групп (с целью увеличения своих прибылей), в сочетании с
плохой администрацией JAPDEVA, привели к состоянию
технологического отставания, в котором сегодня находится Портовой
комплекс. В данный момент я возглавляю
Отдел надзора над проектами Инженерной дирекции порта. И каждый день нам приходится бороться с этой
десятилетней технической отсталостью и требовать от государства необходимой
модернизации.
- Все критикуют эту
организацию и называют ее тормозом прогресса в Лимоне. Кроме того, портовые
рабочие то и дело устраивают забастовки!
- Да, JAPDEVA все критикуют, это уже
стало модно, но в действительности, никто не критиковал JAPDEVA больше, чем сам исполнительный директор, как настоящий,
так и предыдущий. Здесь надо
подчеркнуть, что JAPDEVA всегда знала, сколько
финансов в неё было необходимо инвестировать, чтобы избежать проблем
переполнения порта и адекватно реагировать на потребности международной
торговли. Но, к сожалению, частные
экономические интересы, замаскированные под разрешение общенациональных
проблем, сделали невозможной реализацию этих решений. Я также признаю, что внутри нашего учреждения
имеется большое количество неразрешенных проблем. Но я также считаю, что если работать и
работать много, причем верить в достижение своих целей, можно этот «корабль»
снова «пустить в плавание». Что
касается модернизации оборудования и инфраструктуры, то имея в распоряжении
примерно 150 миллионов долларов, мы могли бы гарантировать стране, что в
ближайшие 20 лет не будет никаких проблем.
А что касается человеческих ресурсов… тут тоже нужно усиленно
поработать, начиная с пересмотра всего состава правления нашего
учреждения.
Много хлопот властям доставляет профсоюз портовых
рабочих, SINTRAJAP. Надо признать, что в прошлые годы они часто
бастовали, иногда даже не понятно из-за чего, а также надо вспомнить, что кроме
этого существовали и другие профсоюзы и все могли парализовать порт. Для искоренения этого нужно, чтобы как
администрация, так и профсоюз смогли развить свои взаимоотношения, чтобы вместе
выработать ясный курс, по которому пойдет JAPDEVA.
Эта ситуация была бы очень желательна, однако в настоящий момент она не
возможна из-за расхождения во мнениях относительно концессии портов.
- Вот как раз об этом я и
хотела спросить Вас. Что вы думаете об этом проекте – построить новый
гигантский порт с помощью голландской компании?
- Технологическое отставание – это
как раз тот основной аргумент, который использовали наши правители в последние
годы, чтобы стараться доказать, что единственное возможное решение модернизации
– это концессия CPLM. Должен подчеркнуть, что для меня совершенно
ясно: концессия – это неплохое средство для достижения своей цели, но проблема
здесь в том, что в нашей стране концессии стали самоцелью. Вот так, прикрываясь патриотическими
лозунгами о национальных интересах, оправдывается передача отличного бизнеса из
государственных рук в частные.
Так как профсоюз портовиков был решительно против
модернизации порта в Лимоне, было решено построить новый порт в 2,5 километрах
на запад от порта Моин, в небольшом заливе.
В марте 2011 года, в результате торгов, концессию выиграла голландская
фирма APM Terminals, которая готова
инвестировать в этот проект рекордную для Коста-Рики сумму в миллиард
долларов. Новая гавань будет длиной в
1500 метров и глубиной в 15 метров, будет построено шесть причалов с 16
портовыми кранами. Таким образом, порт
сможет принимать крупные суда типа post-Panamax, которые перевозят до
8500 контейнеров, и обслуживать их в два раза быстрее, чем это делается
сейчас. Голландская фирма сможет
эксплуатировать порт в свою пользу в течение 33 лет. 800 человек смогут получить работу на объекте
в период строительства и 300 в период эксплуатации, а также будут созданы 1500
непрямых рабочих мест в городе.
Всё это
на первый взгляд выглядит прекрасно, как чудесная сказка. Но мне, как специалисту, ясно, что этот
проект представляет собой настоящую монополию: новый порт будет принимать
исключительно контейнеровозы, то есть самый быстрый и выгодный тип грузов. Все же другие корабли – сухогрузы или ролкеры
– должны будут идти в старый порт, то есть, конкуренция здесь будет совершенно
невыгодная. Клиент лишится возможности
выбора. Портовые тарифы при этом
вырастут в 4 раза! Сейчас разгрузить
один контейнер стоит $ 60, а в новом порту цена будет $ 246! Это будет очень дорогая и невыгодная для
страны концессия.
Тут необходимо разъяснить некоторые идеи:
1 – С технической точки зрения, мне кажется это неплохой альтернативой;
2 – Правильность проведения тендера по приобретению этой концессии ставится
под большое сомнение из-за количества и качества поправок, сделанных в
контракте, а победитель был единственным участником и, естественно, оказался в
выигрыше;
3 – Хотя экономические преимущества, которые привнесёт осуществление этого
проекта в развитие региона, очень уж расхваливаются, существуют серьезные
опасения по этому поводу. Неизвестно, что перевесит: количество создаваемые
новых рабочих мест или старых, которые исчезнут;
4 – Что касается суммы предполагаемых инвестиций, следует разъяснить, что
по подписанному контракту, этот миллиард долларов будет осваиваться в течение
всех 33 лет, пока будет существовать концессия;
5 – Так же, как и другие концессии, действующие в стране, концессионер
скажет, сколько именно он должен будет платить стране, так как в контракте не
установлен никакой механизм, способный контролировать этот аспект;
6 – Не думаю, что сейчас подходящий момент для строительства этого проекта;
7 – Улучшив немного существующую инфраструктуру и приобретя необходимое
оборудование в достаточном количестве для погрузки–разгрузки контейнеров, как я
уже сказал, можно отложить лет на двадцать осуществление этого проекта, и таким
образом будет гарантировано рациональное использование ограниченных ресурсов
страны.
- А что касается JAPDEVA, осуществляет ли она
сейчас какие-нибудь вложения в развитие портов?
- Да, хоть и с опозданием, сейчас делаются усилия по приобретению
необходимого оборудования по перемещению контейнеров (портовой кран, тягачи, перевозчики
и т.п.). Также в области инфраструктуры
имеется проект, который должен был быть осуществлён лет семь назад, на финансы
Центрально-Американского банка экономической интеграции (на испанском языке
сокращённо BCIE). В порту Моин будет построен новый причал
универсального предназначения длиной 300 метров и глубиной 14 метров, который
сможет принимать суда типа Panamax.
- Значит, скоро порт Моин
полностью преобразится?
- Планы JAPDEVA будут осуществляться по этапам, они рассчитаны
на три года. А строительство нового
порта, по планам голландской компании APM,
также должно осуществляться по этапам.
На первом этапе проекта будет построено два причала длиной в 300 метров
и глубиной в 14 метров. Строительство
должно было начаться еще в сентябре месяце.
Но пока им не удалось приняться за дело, так как задерживается изучение
вредного влияния на окружающую среду, обязательное по коста-риканским законам
при любом строительстве. Задуманная
стройка будет такой крупномасштабной, что и предварительные исследования
оказались чрезвычайно сложными. Для их осуществления Государственной
технической дирекции по природной среде (на испанском языке сокращённо SETENA)
пришлось задействовать десять организаций: Национальный университет,
Университет Коста-Рики, Федеральный колледж инженеров и архитекторов,
Государственный метеорологический институт и другие. А пока суд да дело, SETENA
решила 9 ноября произвести народные слушания в городе Лимоне в спортивном зале
в центре города, с целью узнать мнение горожан о предстоящей стройке. Поэтому в данный момент мы не можем быть
уверенными, чем кончатся все эти грандиозные планы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий