Луис Херардо Варгас закончил Запорожский
индустриальный институт по специальности инженер-строитель и проработал по этой
специальности более 25 лет. Он уверяет, что жилищное и индустриальное
строительство в Коста-Рике неплохое. «Сама природа доказала, что качество
строительства здесь хорошее; землетрясения наносят большой ущерб во
многих странах, однако в Коста-Рике разрушения после землетрясения 5 сентября были
минимальными». Почему же дороги и мосты здесь доставляют столько
нериятностей? «Моё мнение, всё дело в инспекции и надзоре. Если хорошо
наладить контроль, качество строительства можно значительно повысить».
Среди гостей нашей газеты часто бывают наши старые
друзья. Но на этот раз интерес к теме строительства нас привел к
совершенно незнакомому человеку. Много инженеров в Коста-Рике с гордостью
хранят в своём доме дипломы российских и украинских вузов, но не все
отваживаются откровенно говорить о проблемах и недостатках строительства в
Коста-Рике.
- Луис, мне вас
порекомендовали как опытного инженера в области строительства. Как вы
оцениваете качество строительства в Коста-Рике?
- Что касается жилищного и
индустриального строительства, то я считаю, что качество здесь
хорошее. И это доказано: в Коста-Рике разрушения после землетрясения 5
сентября в 7,6 баллов были минимальными. Здесь строго соблюдается сейсмический
кодекс, в структуру постройки обязательно заккладывается большое количество
стальной арматуры. Конечно, это удорожает здание, но зато значительно
увеличивает его прочность. Стены трескаются, иногда расходятся, но
полностью не падают. Из всех построек, что пострадали при землетрясении,
один развалившийся дом оказался без единого стального прута, но это единичный
случай, скорее исключение из правил, и такого рода нарушения здесь наказываются
по закону.
- А как обстоят дела с
дорожным строительством? Почему каждый день костариканские СМИ критикуют
инженеров за ужасные дороги и мосты? Дороги, рассчитанные на 20 лет,
разрушаются за пять. Мосты падают, на дорогах образовываются огромные
ямы, откосы осыпаются... Видимо, в Коста-Рике не хватает хороших инженеров.
Надо бы пригласить специалистов из России!
- Это правда, что немного
молодых людей поступают на инженерные специальности из-за страха перед
математикой. Этот предмет – одно из слабых мест в нашей системе
образования. Надо прививать детям любовь к математике, ведь это одна из
самых замечательных наук! Но я считаю, что у нас хватает инженеров; судя
по порядковому номеру удостоверения, которые присваивает Колледж инженеров и
архитекторов, их количество уже перевалило за 20 тысяч. По-моему, этого
вполне достаточно для такой маленькой страны, как Коста-Рика. Но если говорить
о качестве работ, то надо признать, что оно оставляет желать лучшего. Это
правда, в дорожном строительства – которым руководит Министерство общественных
работ и транспорта (MOPT), часто бывают нарушения.
- У людей складывается
впечатление, что немалая часть денег, выделенных на дорожное строительство,
просто «уплывает налево».
- Ну, это телевидение
нагнетает обстановку, но «не пойман – не вор», поэтому мы не можем никого
обвинять, не имея для этого неоспоримых доказательств. Правда, зарплаты в
МОРТ довольно низкие, и это делает служащих более падкими на коррупцию.
Однако, моё личное мнение, финансирование – это не главная проблема. Из
трех основных элементов, которые составляют процесс строительства –
финансирование, строительство как таковое и инспекция – больше всего страдает
третий, а именно контроль качества. Без надлежащего контроля никогда
нельзя добиться правильного выполнения работ.
- Многие из наших
соотечественников, которые решились на постройку собственного дома, потом раскаялись:
у местных рабочих, как они выражаются, «обе руки – левые».
- Это как раз подтверждает
мою идею. Ведь стройка – это очень тяжелая работа. Естественно,
рабочие в основном – люди малообразованные и в основном иммигранты. В
своей основной массе они не квалифицированные операторы, за ними нужен глаз да
глаз. Это обязанность прораба и инженера. Человеческий фактор – это
главное, что определяет качество работ. Если инженер никогда не
появляется на стройке, а только ограничивается подписанием документов, значит
он – халтурщик и не выполняет своих прямых обязанностей.
Инспекция должна проводится не только в процессе
строительства, чтобы завершить работу, но и периодически, в течение всего срока
эксплуатации объекта, но это плохо выполняется. Отсюда и частые
неприятности, как та, что произошла в июне месяце на шоссе Хенераль Каньяс,
когда засорился коллектор, дождевая вода размыла насыпь, и на дороге
образовался огромный провал. Или как трагедия на реке Тáрколес, когда в
2009 году обвалился подвесной мост, когда по нему проезжал автобус, полный
пассажиров, из которых 6 человек погибли. После того, как происходят
такие вещи, министерство принимает во внимание прежние рекомендации.
Однако надо бы это делать, не дожидаясь разрушений. Дело в том, что МОРТ
в последние 20 лет был значительно ослаблен. Из-за низких зарплат в
государственной системе строительства, хорошие инженеры не идут туда
работать. Но если инспекцию и контроль организовать должным образом, то
качество строительства тогда можно поднять, и многие проблемы с дорожным
строительством будут разрешены. Правда, изменить положение дел может
только желание наших политиков.
- Луис, вы считаете, что
инженеры, получившие образование в СССР, работают лучше, чем местные
специалисты? Ведь среди работников МОРТ и других организаций есть немало
наших выпускников.
- Я учился в
Запорожском индустриальном институте с 1980 по 1985 год, и наша программа была
очень насыщенной: нас учили не только чисто инженерным наукам, как математика и
физика, но и топографии, и архитектуре, и экономике, и разным технологиям, и
электромеханике, и гидравлике. Поэтому образование мы получили очень
разностороннее и глубокое. Но качество работы зависит уже от каждого
отдельного человека, это вопрос совести.
- Я слышала, что самым
трудным предметов для всех инженеров является знаменитый «сопромат». В
Коста-Рике его тоже изучают?
- Конечно, «сопромат» -
сопротивление материалов – это жизненно важный предмет, и его надо хорошо
изучать непременно. У нас в институте говорили: «Пройдешь сопромат и
можешь жениться». Здесь его тоже учат. Я имел дело с Университетом
Коста-Рики, когда меня несколько раз приглашали принять участие в комиссии по
защите дипломов. И я обратил внимание, что здесь в университетах часто
используют тексты русских авторов, именно в курсе сопротивления
материалов. Но программа подготовки инженеров в Коста-Рике более узкая,
здесь в основном концентрируются только на структуре, оставляя за бортом такие
аспекты как экономическая эффективность.
- Луис, по возвращении на
родину трудно было привыкать обратно к жизни в Коста-Рике? Как сложилась ваша
профессиональная карьера?
- Когда возвращаешься после
6-летнего пребывания в Европе, переживаешь очень сильные перемены. Видишь
Коста-Рику уже другими глазами, тут совсем другие масштабы, все здания
маленькие, улицы узкие. Первое время стараешься сохранять тот же
ритм, ходить по улицам быстро, но постепенно система тебя засасывает, и
замедляешься. Сидеть без работы мне не пришлось, слава богу. В
течение первых семи лет я работал в Министерстве здравоохранения, по линии
ЮНИСЕФ – занимался улучшением системы водоснабжения и канализации для
оздоровления детского населения страны. Но затем я ушел оттуда и создал
собственную фирму: «Construcción y Proyectos», в основном занимаюсь постройкой жилых домов, а также
гимнастических залов и производственных складов. У меня дела идут хорошо,
хотя после того, как начался кризис в США, здесь тоже строительство жилья
довольно сильно упало и пока не активизировалось. Также в последнее время
подрабатываю в Национальном универстете как эксперт, даю рекомендации, оцениваю
различные постройки на предмет необходимого ремонта. В прошлом году наш Колледж
инженеров организовал празднование, посвященное 25-летию нашей профессиональной
деятельности, так как большая группа коллег закончила своё образование именно в
эти годы. Среди всех выпускников советских вузов основная часть работает
очень успешно и живет хорошо. Наши инженеры вполне способны создавать
высококачественные строения, не хуже, чем в развитых странах.
Единственное, что для этого надо, немного желания, ответственный подход и
хороший государственнй контроль.
- Луис, очень приятно было
с вами познакомиться, и большое спасибо за интервью. Этим самым вы теперь
входите в почетную группу «гостей номера» нашей газеты. Поэтому
приглашаем вас на наше мероприятие, посвященное 5-летию газеты.
Комментариев нет:
Отправить комментарий